Классификация и характеристики текста

Роль информации в различные времена воспринималась по-разному. Информация закреплена в тексте. Различают:
- устные тексты,
- письменные тексты.

Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами. Один играет роль пишущего лица или говорящего, а другой - слушающего или читающего. С этих позиций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект.

Каждый текст обладает стратегией (общий замысел текста) и тактикой.

В каждом тексте есть четыре цели:
1. Сообщить информацию.
2. Побудить к действию.
3. Убедить в точке зрения.
4. Доставить удовольствие.

Выделяют пять стилей текста:
1. Научный (монографии, статьи).
2. Публицистический (радиопостановки).
3. Художественный (романы, повести).
4. Официально-деловой (приказы, законы).
5. Разговорный (беседы).

У каждого текста есть свои нормы, ценности и правила.

Тексты официально-делового стиля могут быть представлены приказами, законами, конституциями и т.п. Только 10% текстов этого стиля создаются правильно, а 90% текстов - неправильно. Это приводит к некоторым противоречиям. Официально-деловой текст строится по правилам, которые изложены в специальной литературе.

Факторы, влияющие на стилистику этих текстов:
1. Составляются от определенного лица.
2. Сообщается деловая информация, чтобы принять решение или выполнить его.
3. Эти тексты живут в правовой сфере (например, официально-деловые тексты имеют характер документа; письменный текст имеет юридическую или правовую значимость).

Эти тексты имеют три типа (формы) реализации:
1. Деловая бумага (приказ, характеристика);
2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус личности (паспорт);
3. Историческое свидетельство (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и т.д.).

Классификация информативно-справочных текстов:
1. Большие и малые (множественные издания, монографии);
2. Общие и специальные (статьи, научные публикации);
3. Толковые, справочные, энциклопедические;
Энциклопедия отражает круг знаний, необходимых в данное время, имеет научную и идеологическую направленность.
Различают энциклопедии:
- универсальные (включают теоретическую и практическую информацию по всем отраслям знаний);
- отраслевые (включают информацию только по одной области знаний);
- региональные (включают теоретическую или практическую информацию по одной области знаний).
4. Одноязычные и многоязычные (словари).
Словарь отражает понятия (определения). В нём нет имен людей, названий рек, городов и т.д. В нём используется нарицательная лексика (существительные и словосочетания).
Толковый словарь дает пояснение для всех слов данного языка.
Словарь - ценность информативно-справочного текста.

Вторичные информативно-справочные тексты различаются:
- по сфере использования (научная, практическая, педагогическая и т.д.);
- по формам использования (письменная и устная);
- по объему и характеру представленной в них информации (реферат, конспект).

Одним из важнейших продуктов учебной и профессиональной деятельности в условиях быстрого обновления учебной и научной информации является реферат.

Выделяют три типа рефератов:
1. Аналитический.
2. Реферат-обзор.
3. Реферат-резюме.

Конспект - вторичный письменный текст, в котором кратко и последовательно излагается содержание того или иного первоисточника.

Конспектировать - значит приводить в нужный порядок сведения, почерпнутые из первоисточника. В основе конспектирования лежит систематизация прочитанного или услышанного. Записи в конспекте могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Конспектирование - материал для дальнейшей самостоятельной работы.

Конспект долгое время был ведущим, основным видом учебной и профессиональной работы с первоисточником.

Конспект, как и текст, состоит из предложений, объединенных темой и основной мыслью (ремой). Тема - то, о чем говорится в тексте (предмет речи). Тема может быть определена в заголовке текста.

Основная мысль (рема) - это главное, о чем говорит, объясняет, убеждает автор. Это главное, ради чего строится текст.

Источник: 
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Темы: