Качества, помогающие и мешающие общению

Качества человека, помогающие и мешающие общению, приведены в таблице 6.1.

О человеке, обладающем качествами из второй и третьей колонок таблицы, говорят, что у него тяжёлый характер, он провоцирует конфликты, его лучше избегать. Впереди у него - либо трудная работа над собой, либо одиночество.

На практике часто путают общение и отношения. Но они не совпадают. Общение - средство, процесс построения и реализации отношений.

Основоположниками психологии отношений в России являются Александр Федорович Лазурский (1874-1917) и его ученик и последователь Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973).

А. Ф. Лазурский создал свою классификацию личностей, в основу которой положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде; она используется и поныне.

  1. Низший уровень (неприспособленные личности) - люди этого уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к её требованиям.
  2. Средний уровень (приспособленные личности) - к этому уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность приспособиться к условиям своей среды, к её требованиям, а в дальнейшем - к ведению успешной деятельности в условиях любой среды.
  3. Высший уровень (приспособляющие) - эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение.

Умение общаться - это умение строить взаимоотношения. Это умение ещё называют коммуникативной компетентностью.

О человеке, обладающем качествами из первой колонки таблицы 6.1, говорят: у него лёгкий характер, он приятный человек.

В последние годы наряду с общением используют понятие коммуникации. Но коммуникация - более широкое понятие, чем общение; изначально оно понималось как сообщение, связь; пути сообщения. Средства массовой коммуникации - радио, телевидение, газеты.

Процесс общения происходит между двумя активными сторонами, и в этом процессе есть не только сообщение, но и обратная связь, т. е. ответное сообщение, реакция.


Источник: 
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 217 с.
Темы: 
Материалы по теме
Умение слушать, что говорят другие
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Значение и функции общения
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Понятие и структура общения
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Особенности общения дошкольников
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Критика в деловом общении
Горанчук В.В., Психология делового общения и управленческих воздействий
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Поведение учителя в конфликтных ситуациях
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Формы и организация общения
Н. И. Кабушкин.. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Оставить комментарий