Измерение в психологии. Переменные, их операционализация

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать и как компонент целостной процедуры экспериментального исследования. Как самостоятельный метод, измерение служит для выявления индивидуальных различий поведения человека и отражения им окружающего мира. Измерение включается в контекст эксперимента как метод регистрации состояния испытуемого и соответственно изменения этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

Измерение - это процедура определения психических явлений и поведения в терминах их количественных характеристик. Понятие «измерение» в широком смысле было предложено С.С. Стивенсом (1963) - это процедура приписывания вещам, явлениям, событиям чисел (или порядковых величин) по определенным правилам. Сами правила состоят в установлении соответствия между некоторыми свойствами чисел и некоторыми свойствами вещей, явлений, событий. Число - это мера, которая опосредует неколичественное количественным. 

В основе измерений лежит предположение о том, что все, что существует, каким-то образом проявляется или на что-нибудь действует.

Внутренняя сторона психических явлений закрыта для измерений. Отсюда возможности измерения в психологии значительно ограничены. Исследователи-психологи имеют доступ к измерению психических явлений лишь частично, настолько насколько они проявляются в вербальном (речевом) и невербальном поведении. Например, насколько эмоции поддаются измерению? Первоначально необходимо создать ситуацию, в которой эмоции проявились бы в поведении человека, в частности ситуации юмора, угрозы и т.п. Затем проявления эмоций можно измерить 

  • по физиологическим показателям, например, частота сердцебиения, покраснение кожи, увлажнение рук и др.;
  • по выбору из перечня эмоциональных состояний, выраженных в балльной шкале;
  • с помощью любых других показателей и методов, валидных феномену «эмоции».

Психолог-исследователь измеряет конкретные области поведения человека или его особенности, которые принято обозначать понятием «переменная». Например, в качестве переменных можно рассматривать уровень агрессивности человека, объем его зрительной памяти, биологический пол, время решения задачи, угол поворота корпуса в беседе и т.п. Те переменные, которые выражены в цифрах, называются эмпирическими переменными. Эмпирическая переменная - это любая характеристика человека, объекта, явления или события, которая может быть измерена и иметь два и более числовых значения. Наряду с эмпирическими переменными выделяют концептуальные переменные. Это теоретический конструкт, который может подлежать исследованию, но не имеет указаний на то, как он измеряется. Например, голод, тревожность, память, личность и др. Одни и те же концептуальные переменные могут быть по-разному измерены. В частности, переменную «голод» можно измерить

  • по уровню сахара в крови,
  • по ответам самого испытуемого,
  • по времени последнего приема пищи и т.д.

Отсюда следует, что одна и та же концептуальная переменная может иметь несколько эмпирических переменных. Переход от концептуальной к эмпирической переменной называется опе-рационализацией. 

Например, вы выдвигаете гипотезу, что фрустрация способствует агрессии. Как вы можете проверить эту гипотезу? Сначала вы должны решить, каким образом вы собираетесь вызвать у людей фрустрацию. Затем вам нужно выбрать способ оценки того, становятся они или нет более агрессивными. После чего ваши наблюдения приносят данные, подтверждающие или опровергающие вашу гипотезу.

Поскольку фрустрацию нельзя увидеть или потрогать, она должна быть определена операционально. Операциональное определение указывает точные процедуры, используемые для представления понятия. Операциональные определения позволяют проверить абстрактные идеи в условиях реального мира. К примеру, вы можете определить фрустрацию как «прерывание действий взрослого человека перед тем, как он сумеет отгадать загадку и выиграть приз в $100». Агрессию же можно определить как «количество оскорблений, которые фрустрированный индивидуум нанес человеку, помешавшему ему отгадать загадку».

Ключевые слова: Исследование
Источник: Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко / Под науч. ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: Изд-во ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. 198 с.
Материалы по теме
Система методов и методика педагогического исследования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии
...
Экспериментальное исследование проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Методы теоретического исследования и построение научной теории
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Вспомогательные методы психологического исследования
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Понятие, процедура и методы криминологических исследований
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Научное исследование: этапы и виды
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Валидность исследования в психологии
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий