Методы криминальной психологии

В криминальной психологии эффективно используются все известные общепсихологические методы, однако их применение имеет определенную специфику, связанную с получением, анализом и обобщением значимой информации о психологии преступления, личности и поведении преступника и жертвы, деятельности криминальных сообществ.

Традиционно, обзор методов сбора информации начинают с описания наблюдения - древнейшего исследовательского метода всех наук о человеке, его поведении и деятельности. Между тем для криминальной психологии на передний план с определенной долей условности выдвигается группа методов под общим названием изучение документов. В первую очередь это анализ судебной практики и материалов уголовных дел. В каждом конкретном деле имеются показания обвиняемых, потерпевших, свидетелей, протокол осмотра места происшествия, заключения различных экспертиз, позволяющие психологу получить важную информацию о произошедших событиях и участвующих в них людях.

Именно в ходе изучения материалов уголовного дела раскрывается картина преступления от его начала до конца через ряд последовательных стадий: формирование преступной мотивации - замысел преступления, его планирование и исполнение; его расследование, судебное разбирательство и вынесение приговора. Таким образом, материалы уголовного дела дают информацию для психологического анализа криминальных фактов и событий, мотивации и поведения, психического состояния и характерологии обвиняемого и потерпевшего, а также факторов социально-психологической обстановки, в которой совершалось преступление, и т.д.

Другим известным методом изучения документов, существенно дополняющим исследование материалов уголовного дела, является биографический метод - анализ различных данных о жизненном пути человека: его писем, дневников, автобиографии, доступных материалов о нем из иных источников: задокументированные характеристики (школьные, производственные и т.п.), составленные другими людьми, имеющиеся медицинские заключения, педагогические документы и т.п. Изучаются условия и методы воспитания субъекта в детском возрасте и последующей его социализации, психическое развитие, формирование личности и наклонностей, круг общения и предпочитаемый досуг, профессиональная занятость, деловые и семейные отношения, весь жизненный путь и психологический облик. Несмотря на то, что этот метод подразумевает детализированное изучение только отдельной конкретной личности, он чрезвычайно полезен в плане исследовательской стратегии, поскольку анализ единичного случая проливает свет на понимание определенных закономерностей человеческого поведения.

Важнейшим эмпирическим методом криминальной психологии является наблюдение - преднамеренное, целенаправленное и систематическое восприятие психических явлений с целью их регистрации и изучения. По сути, наблюдатель определяет смысл и причины поведения и деятельности наблюдаемого индивида.

Известно, что каждый человек в той или иной степени владеет методом наблюдения. Именно с помощью наблюдения и осмысления поведения других людей в процессе социализации и формируется каждая зрелая личность. Человек научается понимать логику событий и поступков, оценивать причинно-следственные связи, понимать других людей и самого себя. Между тем наблюдение как научный психологический метод существенно отличается от наблюдения как обыденного способа познания мира. Здесь важна специальная концентрация исследователя на определенных действиях, поступках, жестах, словах и т.п. с целью выявления их скрытого, «внутреннего» содержания (мыслей, мотивов, намерений и т.д.), психологически обусловливающего любое наблюдаемое внешнее проявление, и подтверждения или опровержения предварительно сформулированной гипотезы. Одна из задач метода состоит в том, чтобы фиксация и интерпретация наблюдаемых явлений были доступны, понятны и воспроизводимы другими наблюдателями-исследователями.

В целом, опытный и квалифицированный специалист может многое определить, наблюдая за человеком даже короткий период времени: его эмоциональное состояние, характер и привычки, мировоззрение и образ жизни, социальный и профессиональный статус, любимые увлечения и предпочитаемый круг общения и т.д. В криминальной психологии метод наблюдения концентрируется на специфической задаче - изучении психологии преступника и преступления. На первый взгляд, именно в этой сфере метод имеет существенное ограничение: собственно сам момент преступления (за редким исключением) в силу понятных причин недоступен для специального исследовательского наблюдения - случайное свидетельство в счет не идет. Но это не имеет решающего значения.

Каждое конкретное преступление хотя и кульминация, но всего лишь эпизод определенной цепочки событий и поступков людей, приведших к его совершению. Преступные намерения индивида формируются в период предшествующий преступлению, иногда довольно длительный, следовательно, некоторые внешние проявления, значимые с точки зрения криминальной психологии, могут быть вполне доступны для исследовательского наблюдения. Например, наблюдение за жизнью подростков, демонстрирующих девиантное поведение, в естественных (семье, школе, местах общественного пользования) или лабораторных условиях. И, конечно, обширное поле для специального наблюдения представляет собой поведение индивида после совершения и раскрытия преступления, например, в ходе судебного разбирательства, в местах лишения свободы и ресоциализации. Именно такое наблюдение позволяет с помощью ретроспективного анализа не только восстановить полную картину преступления, но и выявить его внутреннюю, психологическую подоплеку, что особенно важно для раскрытия других преступлений и их предупреждения.

Ограничения в использовании этого метода заключаются в том, что само по себе наблюдение не всегда позволяет отделить случайные факты от закономерных, а их истолкование может быть субъективным. Существующие установки наблюдателя, его определенные ожидания могут влиять на то, каким аспектам он уделяет особое внимание. Иногда сам факт наблюдения, особенно это касается лабораторных условий, оказывает влияние на поведение наблюдаемых и приводит к ошибочным суждениям. Недостатком метода является и относительная ограниченность в обобщении результатов, поскольку они основываются на небольшом количестве наблюдаемых объектов - людей и ситуаций. Вместе с тем далеко не все возможности метода исчерпаны. Каждый специалист в области криминальной психологии должен обязательно овладеть методом наблюдения и, вкупе с другими эмпирическими методами, активно пользоваться им.

Широко используется в криминально-психологическом исследовании и группа коммуникативных методов - беседа, интервью, опрос. Их объединяет то, что с целью получения информации специалист вступает в непосредственный речевой (вербальный) контакт с исследуемым, например, с лицом, совершившим преступление. Часто именно в ходе такого общения можно составить представление об уровне развития этого человека, его интеллекте, характере, психическом состоянии, а также разделяемых им взглядах, убеждениях и социальных ценностях, отношение к самому себе и другим людям, к событиям и явлениям социальной жизни. Значение коммуникативных методов в получении психологической информации трудно переоценить. Именно с их помощью психолог получает данные о существующих у нарушителей закона мнениях, суждениях и представлениях по самому широкому кругу аспектов социально-правовой действительности: об их отношении к преступлению, обстоятельствам, способствующим его совершению, жертве, закону и наказанию, деятельности правоохранительных органов, к судебной и пенитенциарной системам.

Наиболее известным коммуникативным методом является беседа, в ходе которой неизбежно раскрывается внутренний мир собеседника, его взгляды и убеждения. Но в отличие от общения на бытовом уровне беседа как эмпирический метод криминальной психологии специфична: в качестве собеседников выступают люди, совершившие преступление, и установить с ними атмосферу непринужденности и доверия не легко. Однако исследователь, ведущий беседу, должен к этому стремиться, искать индивидуальный подход и способы «раскрепостить» участника диалога. Кроме того, заранее должны быть продуманны цель и задачи общения, план и примерный перечень обсуждаемых событий, тем и вопросов. Беседа должна быть обязательно зафиксирована, например, в виде письменных записей, отчетов, или магнитофонных (цифровых) записей, и проанализирована. А выводы и обобщения, сделанные на основании беседы, должны быть проиллюстрированы конкретными высказываниями собеседника.

Ведение беседы-исследования - сложная задача, чем больше ситуация общения носит характер личной заинтересованности и откровенности, тем более раскрываются ее участники, в том числе и сам исследователь. Нельзя забывать, что наблюдаемый собеседник способен делать свои заключения о личности и намерениях другого участника диалога - ведущего. Иногда это может существенно затруднить ситуацию беседы, нарушить ее неформальный и доверительный характер, особенно если специалист, движимый своими целями и задачами, увлекается расспросами, часто прерывает, как ему кажется, отвлеченные или слишком пространные высказывания собеседника. В результате контакт нарушается, он «закрывается», начинает выдавать «ожидаемые» ответы либо малоинформативные суждения общего, обтекаемого характера. В этом и заключается главная сложность беседы как метода криминально-психологического исследования.

Интервью в отличие от беседы более формализованный и стандартизированный исследовательский метод, базирующийся на технике «вопрос - ответ». Это специально организованное общение на определенную тему, как правило, предполагает наличие конкретных формулировок задаваемых вопросов и их последовательность. Реже интервьюер руководствуется лишь общим планом беседы, позволяя интервьюируемому широко высказываться по заявленной тематике и формулируя вопросы в соответствии с полученными ответами. Техника этого метода требует от исследователя умения устанавливать контакт с респондентом, заинтересовывать его в искреннем, откровенном диалоге, «активно» слушать, а также владения навыками правильной постановки вопросов и регистрации ответов. Интервьюер должен избегать навязывания, «подсказывания» собеседнику возможного варианта ответа и исключать «свое», субъективное истолкование его высказываний. Эффективным считается интервью, когда респондент дал точные ответы по каждому значимому аспекту обсуждаемой темы. При этом в ходе интервью были выявлены эмоциональный, рациональный и ценностный аспекты отношения опрашиваемого к предмету обсуждения, а также некоторые характеристики личности респондента, его жизненного опыта. Это довольно непростая задача. Трудоемкость проведения интервью на всех стадиях - подготовки, организации и обработки полученных результатов ограничивает возможности применения на практике этого эмпирического метода.

Тем не менее, именно использование коммуникативных методов (беседы, интервью) позволило выявить немало важнейших данных о психологических особенностях преступников, например то, что многих из них характеризует:

  • низкий уровень эмоционального интеллекта - слабая способность к пониманию эмоций, как своих собственных, так и чужих, что, собственно, нередко и приводило их к совершению преступления (доказано, что умение идентифицировать эмоции важно не только для понимания причин, их вызывающих, но и дает возможность научиться их контролировать);
  • неумение видеть точку зрения других людей и правильно интерпретировать межличностное общение, предсказывать его последствия;
  • неумение распознавать ситуации риска;
  • использование неэффективных копинг-стратегий -способов совладения со стрессом (так, преступники чаще прибегают к эмоциональным копинг-стратегиям, чем используют когнитивные, подразумевающие рациональный анализ и интерпретацию ситуации);
  • низкая чувствительность и слабый самоконтроль;
  • специфичность представлений о жертве преступления, описывая которую прибегают преимущественно к внешним признакам, затрудняясь наделить ее какими-либо личностными особенностями и характеристиками и др.

Еще более формализованным и структурированным коммуникативным методом получения информации является опрос респондентов с помощью предназначенной для письменного заполнения вопросника (анкеты) самим опрашиваемым. В некоторых случаях возможно проведение опроса и в устной форме. Чаще всего вопросник формируется таким образом, что участнику исследования нужно выбрать один из вариантов предлагаемых в анкете ответов, что удобно для обработки результатов и позволяет в короткие сроки опрашивать большое число респондентов. Реже в анкетах размещаются и так называемые открытые вопросы, краткий ответ на которые респонденту предлагается сформулировать самостоятельно. Полученные при этом варианты высказываний опрашиваемых подвергаются процедуре кодирования -отнесение высказывания к определенной категории возможных ответов, и также подвергаются статистической обработке.

Качественно проведенный опрос может дать довольно обширную информацию, позволяющую сделать важные выводы. Так, при опросе по проблемам правоприменения молодых людей, демонстрирующих вполне законопослушное поведение, выяснились важные с точки зрения криминальной психологии особенности: участники опроса демонстрировали в целом неплохое понимание назначения правовых норм и законов, однако были склонны видеть в них скорее оградительную, защитную функцию, чем регулирующую. При этом большинство респондентов (80%) честно и прямо ответили, что в своей повседневной жизни существующими правовыми нормами руководствуются «когда как, в зависимости от ситуации», и еще 9% ответили: «редко или почти никогда». На этом основании можно констатировать: психологическая готовность нарушить закон, считая при этом себя правым, у современных российских молодых людей довольно высока, что неизбежно ведет многих из них к отчуждению от закона. Кроме того, часто ответственность за должное исполнение правовых норм (соблюдение законов и восстановление нарушенных прав) переносится на кого-то другого - государство, правоохранительные органы, правовые институты, правозащитников и т.д.

Таким образом, источником информации при опросе является зафиксированное суждение (мнение) опрашиваемого. Глубина, полнота, возможная вариативность ответов, их достоверность зависят от умения исследователя грамотно построить конструкцию вопросника. Существуют специальные техники, правила организации и проведения опроса, направленные на обеспечение надежности, репрезентативности и достоверности информации. Они отражают способы и приемы составления выборки опрашиваемых, стимулирования мотивации участия в опросе, формулирования вопросов и структуры анкеты, процедуры проведения исследования и обработки полученных результатов. Одно из основных требований к анкетному опросу: все включенные в исследование вопросы должны касаться определенной тематики, но не дублировать друг друга. Число вопросов ограничено - оптимально 5 - 10, по крайней мере - не более 20 - 30. Не допустимы так называемые вопросы в лоб, а также те, ответы на которые очевидны. Кроме того, каждый вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы он не содержал многозначности - различных вариантов его понимания респондентами. Конструирование вопросника - труднейшая работа, она не может выполняться поспешно и непродуманно. Плохой вопросник служит компрометацией всего метода. В противоположность распространенному непрофессиональному взгляду на опрос, как самый легкий для применения эмпирический метод, специалисты полагают, что качественный опрос - наиболее трудный метод исследования.

Важнейшим, но специфическим эмпирическим методом является тестирование - психологическая диагностика, выявление и стандартизированное измерение психических особенностей, свойств и состояний человека с помощью тестов. Процедура тестирования предполагает выполнение испытуемым специальных заданий либо получение ответов на ряд вопросов. В ходе последующей обработки специалист-психолог соотносит результаты с определенными нормативными данными, полученными статистически на значительном числе обследованных. Таким образом, тестовые показатели каждого испытуемого позволяют выявлять (диагностировать) наличие и степень выраженности у него того или иного психического свойства, качества и т.п. Надежность и апробированность многих современных психологических тестов таковы, что позволяют с высокой вероятностью определять актуальный уровень развития у индивида различных способностей, навыков, знаний, личностных характеристик и т.д. От стоящей исследовательской задачи зависит выбор конкретной тестовой методики из их широкого многообразия. В частности, они подразделяются на: психофизиологические тесты, исследующие показатели работы нервной системы человека (например, скорость реакции, способ реагирования на стрессовые ситуации и др.); тесты способностей; тесты достижений, выявляющие степень владения конкретными знаниями, умениями, навыками; тесты интеллекта, определяющие умственный потенциал индивида, с формированность и актуальные показатели познавательных процессов, памяти, восприятия, внимания, мышления, воображения; личностные тесты, с помощью которых измеряются индивидуальные установки, ценности, отношения, эмоциональные, мо-тивационные и другие личностные свойства, типичные формы поведения.

Особую группу составляют так называемые проективные тесты (например, ассоциативные, рисуночные, цветовых предпочтений, незаконченных предложений и др.), в основе которых лежит психологический механизм проекции - неосознаваемое перенесение, приписывание другим людям собственных качеств, состояний, мотивов, значимых переживаний и «личностных смыслов». Соответственно, выявление таких «проекций» позволяет определить бессознательные импульсы, побуждения, скрытые чувства испытуемого - весь комплекс переживаний, проблем и внутренних конфликтов. Выделяется также группа широко востребованных на практике социально-психологических тестов, ориентированных не на выявление индивидуальных, межличностных особенностей, а на диагностику групповых отношений и существующих межгрупповых различий, носителем которых выступает каждый член группы. Это, например, методика социометрии, а также другие тесты лидерства в группе и ролевого распределения. Очевидно, что наиболее полную и точную информацию о человеке можно получить только при комплексном использовании различных тестовых методик.

В криминальной психологии тестирование применяется достаточно широко. Например, с помощью специальных так называемых одномерных тестов (оценивается лишь одна личностная черта) можно определить у испытуемого уровень агрессивности и склонность к насилию, направленность и интенсивность агрессивных реакций; уровень самооценки, включая развитость умения оценивать собственное эмоциональное состояние; навыки самоконтроля, в том числе его разновидности - «локусы»; уровень тревожности и много другое, что может стать основой (причиной) личностных и социальных девиаций, а также способствовать формированию наклонности к делинвкентному и криминальному поведению. Не менее распространено применение и многомерных тестов, дающих более полное представление о личности тестируемого. Наиболее известны:

  • Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) и его модифицированный российский вариант - Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ);
  • 16-факторный личностный опросник Кеттела;
  • характерологический диагностический опросник Личко.

Использование указанных тестов дает возможность выявлять различные акцентуации характера, психические отклонения и патологии, которые могут привести к социально дезадаптированному поведению и совершению на этой основе преступных действий.

Тестирование позволяет решать самые разные исследовательские задачи и является важнейшим, собственно психологическим методом сбора информации. Однако применение метода имеет ряд существенных ограничений. Необходимо развеять широко распространенную иллюзию абсолютизации диагностической надежности результатов тестирования, а также представление о том, что «тестами можно измерить все, что угодно». В современных условиях, когда самые разнообразные тестовые задания и «ключи» к ним, а также возможности оперативной компьютерной обработки результатов широко доступны, некоторые полагают, что применение тестов позволит выявить многие закономерности преступной психологии, особенности криминального поведения и тем самым довольно легко решать любые поставленные задачи. Между тем использование психологических тестовых методик непрофессионалами может привести к поспешным, ошибочным выводам и к самым негативным последствиям. Применение методов психодиагностики требует специального психологического образования и соответствующей подготовки.

При рассмотрении изложенных выше способов и возможностей организации эмпирического исследования акцент делался на их содержательной (качественной) стороне, хотя очевидно, что количественные показатели и статистическая обработка полученных данных являются составной частью каждого метода, особенно таких, как опрос и тестирование. Обычно, когда говорят о статистике, подразумевается, что она касается исключительно способа количественного анализа полученной информации. Но в действительности методы сбора информации и методы ее анализа тесно связаны и взаимодействуют, нередко дополняя друг друга. Более того, в зависимости от исследовательских задач и возможностей предпочтение того или иного способа анализа часто требует выбора и определенной методики сбора данных. Поэтому есть необходимость отдельно рассмотреть использование статистического метода и методик математического анализа в эмпирических исследованиях. В частности, чтобы иметь представление о современной преступности, выявить некоторые ее особенности, тенденции и закономерности, психологи довольно широко используют анализ уголовной статистики. При этом все же нельзя забывать, что некоторые совершенные преступления по тем ли иным причинам не попадают в уголовную статистику. Следовательно, выводы, сделанные на основании ее анализа должны обязательно проверяться, в том числе с использованием и других методов.

В принципе, для криминально-психологического анализа можно выделять самые разнообразные показатели, например, те или иные личностные особенности преступников или значимые события их детства, повлиявшие на формирование личности, а затем, используя разные способы сбора и анализа данных, в том числе и методы математической статистики, попытаться установить некоторые причинно-следственные связи. В качестве наиболее известных методов математического анализа используются следующие:

  • ранжирование — определение частоты (распространенности) зафиксированных фактов, событий, явлений и распределение их по соответствующим местам (рангам);
  • шкалирование — прием трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную (используется, например, во многих психологических тестах), моделирование реальных процессов с помощью числовых систем;
  • факторный анализ — выявление на многомерном уровне связей различных признаков и свойств, скрытых от непосредственного наблюдения, тех или иных факторов.

Последний метод был создан именно для нужд психологии и применялся первоначально при исследовании интеллекта, но впоследствии стал использоваться и в других науках, располагающих большим числом самых разнообразных переменных (показателей), среди которых необходимо выделить ведущие. Но самое широкое распространение, в том числе и в криминальной психологии, получил корреляционный метод — установление взаимосвязей между событиями и «внутри них» (в математической статистике это обозначается как переменная — величина, количественное выражение которой постоянно варьируется, но может быть измерено). Поэтому рассмотрим этот метод подробнее.

Так, тестом измеряется показатель уровня тревожности у некоторого числа людей (переменная X), а затем определяется степень точности выполнения каждым из них какого-либо задания (переменная Y). После математической обработки по специальной формуле определяется коэффициент корреляции зафиксированных значений переменных X и Y. Численное значение коэффициента варьирует от —1 (полная отрицательная, обратная зависимость) через 0 (отсутствие связи) до +1 (полная положительная, прямая зависимость). В данном примере с помощью корреляционного анализа показано, что субъекты с более низкими показателями тревожности имеют более высокие показатели точности выполнения задания. То есть уровень тревожности людей высоко коррелирует с их способностью решать различные задачи.

Таким образом, корреляционный метод оказывается довольно эффективным способом выявления различных связей, соответствий и зависимостей — определенные закономерности человеческого поведения, значимые для криминальной психологии. Например, в результате применения этого метода установлено, что люди, подвергавшиеся в детстве насилию, испытывают в зрелом возрасте эмоциональные проблемы, склонны к девиантному поведению и к насильственным действиям по отношению к другим людям. Или же проверялась гипотеза: чем больше люди наблюдают насилие в кино и по телевизору, тем чаще они демонстрируют агрессивное поведение. В итоге, метод корреляционного анализа получил сегодня довольно широкое распространение, поскольку позволяет выявить многие психологические особенности криминального поведения, которые можно корректировать и предупреждать.

Тем не менее необходимо предостеречь исследователей от преувеличения возможностей этого метода, поскольку он имеет и ряд существенных ограничений и недостатков. Главное — установление корреляционных зависимостей не дает возможности сделать полный и окончательный вывод о причинно-обусловленных связях между различными переменными. Кроме того, реальность многообразна и чаще всего не определяется действием исключительно дихотомических отношений. В события «вмешиваются» — оказывают значимое влияние — и другие переменные, которые иногда остаются за рамками исследовательских корреляционных процедур. К примеру, на точность решения человеком разнообразных задач влияет не только уровень их тревожности, но и множество других самых разнообразных факторов (жизненный опыт, мотивация, интеллект), а высокая зависимость между просмотром сцен насилия и возрастанием агрессивных побуждений не подтвердилась, — наоборот, во многих ситуациях просмотр телепередач с их изображением — своеобразная разрядка агрессии.

Единственным надежным способом установить реальные причинно-следственные отношения является эксперимент — способ получения информации о качественном и количественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов — переменных. Переменная, выступающая в качестве некоего условия, которое экспериментатор систематически изменяет, чтобы оценить его влияние на другой фактор ситуации, называется независимой. А переменная, предположительно меняющаяся в ответ на изменение независимой переменной, называется зависимой. Для проведения самого простейшего эксперимента требуется сравнение как минимум между двумя группами испытуемых. Группа испытуемых, подвергающихся специальным воздействиям, называется экспериментальной. Другая группа испытуемых, не получающих такого воздействия, называются контрольной. В итоге производится сравнение различий в поведении и деятельности испытуемых из этих двух групп.

Так, чтобы точно выявить причинно-следственные, а не только корреляционные связи между уровнем тревожности человека и его способностью выполнять какое-либо задание, можно провести эксперимент. Надо собрать две группы испытуемых, примерно равные по своему составу (демографическим признакам, уровню интеллекта, имеющемуся жизненному опыту и др.), которые будут решать одинаковые по сложности задачи, только в одной из групп процесс будет преднамеренно усложнен за счет создания какой-то стрессовой ситуации, увеличивающей степень тревожности участников, а затем сравнить зафиксированные индивидуальные и общегрупповые результаты.

Хотя логика экспериментального метода проста, в действительности процесс проведения эксперимента довольно сложен. Хорошо организованное экспериментальное исследование должно принимать в расчет множество факторов, которые могут повлиять на точность результатов, их научную и практическую значимость. Но тщательность и трудоемкость будут вознаграждены: экспериментальный метод позволяет исследователям не только фиксировать, контролировать и предсказывать определенные психологические феномены, но и давать им объяснение.

Экспериментальный метод может быть эффективно использован в криминальной психологии, например, для ответов на вопросы о том, какие личностные качества субъекта и социальные факторы влияют на выбор им ориентации на противоправное поведение или даже на принятие решения о совершении преступления. В качестве же классических экспериментов можно привести исследования М. Шерифа, касающиеся группового поведения подростков в летних лагерях. Экспериментально было доказано, что для проявления межгрупповой враждебности (а в острейшей форме агрессивных, насильственных действий) вполне достаточно самого факта групповой принадлежности, то есть наличия «своей» и «чужой» групп, сформировавшихся по любому, даже абсолютно случайному признаку.

В завершение необходимо отметить, что в данной лекции представлен лишь краткий обзор эмпирических методов, применяемых в криминальной психологии для сбора информации, ее последующего анализа и изучения. Очевидно, для того, чтобы успешно овладеть каждым из описанных выше методов, нужны более глубокие знания, которые можно приобрести из соответствующей литературы, а также собственный опыт практической исследовательской работы.

Ключевые слова: Криминология, Исследование
Источник: Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Материалы по теме
Понятие, процедура и методы криминологических исследований
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Экспериментальное исследование проекции
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Предмет криминологии
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Методы теоретического исследования и построение научной теории
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Методология криминологических исследований
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Вспомогательные методы психологического исследования
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Место криминологии в системе наук
Антонян Ю.М., Криминология. Избранные лекции
Научное исследование: этапы и виды
Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко...
Оставить комментарий