Понятие, процедура и методы криминологических исследований

Методику криминологического исследования необходимо отличать от методологии криминологии.

Хочу напомнить, что под методологией познания науки криминологии понимается определение путей познания криминальных явлений, его ориентиров. Хочу напомнить, что можно выделить, по меньшей мере, шесть методологических направлений:

  1. математическое — ориентирует на обязательное эмпирическое исследование с математической обработкой, физико-математическую формулизацию, адекватное шкалирование для измерения введенных формул;
  2. историческое — исследование отдельных криминологических идей, положений в теологических источниках, в трудах мыслителей древности, средневековья, философских, политических, юридических, психологических и педагогических учениях;
  3. философское — применение мировоззренческих категорий и законов с целью разрешения проблем криминологии;
  4. концептуальное — определение основных подходов, принципов познания криминальных явлений, от чего зависит возникновение различных школ криминологии;
  5. категориальное — открытие, изучение и применение специфических категорий и законов криминологии;
  6. сравнительный — анализ зарубежных криминологических теорий, тенденций и закономерностей, статистических показателей преступности в других странах.

Под методикой же криминологического исследования надо понимать систему определенных методов, технических приемов и средств сбора и обработки криминологической информации, их сочетание между собой, последовательность применения с целью наиболее полного, объективного и глубокого познания изучаемого криминального объекта, его сущности, внешних и внутренних связей, содержания составляющих элементов.

Таким образом, методику исследования, как систему определенных правил, можно разделить на две подструктуры:

  1. процедура — определенная последовательность совершения исследовательских операций;
  2. методы — применение специфических приемов сбора и обработки криминологической информации.

С точки зрения процедуры исследование обычно делится на несколько этапов. Так, некоторые авторы выделяют четыре этапа:

  1. разработка программы и рабочего плана исследования;
  2. подготовка средств сбора и сбор информации;
  3. обработка и анализ собранной информации;
  4. интерпретация (объяснение) результатов анализа и их реализация.

При разработке программы или плана исследования определяются общие контуры исследования, четко формулируются задачи, конкретное исследование разбивается на стадии.

Главным в программе исследования является его теоретическое концептуальное обоснование, т. е. изложение основных теоретических посылок, из которых автор исходит и чего он хочет достигнуть, что доказать.

Соответственно, программа и делится на две части:

  1. теоретическую (или методологическую) — концепция исследования;
  2. методическую (или процедурную) — описание конкретной процедуры, средств сбора и обработки информации.

В теоретической части программы осуществляется: определение проблемы, объекта, предмета исследования, характеристика его целей и задач, уточнение понятий и их операционализация, предварительное описание объекта, который будет исследоваться, формулирование рабочих гипотез.

Рассмотрим подробнее, что такое проблема, объект, предмет, цели, задачи исследования. Всякое криминологическое исследование должно быть направлено на получение нового знания теоретического и прикладного характера. Иначе оно лишено смысла, т. е. оно должно решать какую-либо из существующих проблем. Проблема определяется как «вопрос, ответа на который не содержится в накопленном знании и поэтому требует определенных практических и теоретических действий для его разрешения (отличных от поиска в уже имеющемся знании». Именно формулирование проблемы, вопроса, который исследователь намерен разрешить, делает исследование целенаправленным, определенным.

Целью практически любого криминологического исследования является разработка путей, методов профилактики преступлений, как теоретических, так и прикладных.

Задачи же исследования конкретизируют проблему, определяют его основные направления и характер ожидаемых результатов. В задачах определяется преимущественно ориентация исследования на решение либо практических, либо теоретических задач. В процессе исследования происходит уточнение задач, постановка новых.

А. Н. Подрядов писал: «Определение иерархической лестницы задач (выделение наше. — О. С.) комплексного исследования позволяет расчленить его на этапы, определить последовательность их реализации, что, в свою очередь, придает исследованию определенную целевую завершенность, позволяет не отвлекаться от главного и в то же время не упустить и второстепенное».

Под объектом криминологического исследования обычно понимается то или иное криминальное явление (или процесс), которое содержит «противоречие и порождает проблемную ситуацию».4

Например, объектом такого исследования как «Криминогенная ситуация в причинном механизме преступления» является «криминогенная ситуация».

Под предметом криминологического исследования надо понимать те или иные стороны объекта, определяемые в зависимости от цели, задач, проблемы исследования. Теоретически предмет уже объекта, но богаче по содержанию и больше по объему, причем один и тот же объект может выступать в качестве предмета совершенно различных по своей направленности исследований. Например, если объектом исследования является криминогенная ситуация, то его предметом может быть структура криминогенной ситуации, место криминогенной ситуации в причинном механизме преступления, внешние и внутренние причины и условия формирования самой криминогенной ситуации. Криминогенная ситуация может быть и предметом, например, философского исследования: «Понятие и виды проблемных ситуаций», куда, наряду с конфликтной, революционной, международной, конкретной жизненной ситуацией включается и криминогенная.

В теоретической части программы необходимо также уточнение понятий (теоретическое), т. е. их определение, но главное — операционализация понятий — перевод общих понятий на рельсы конкретного исследования, предоставляющего возможность, вследствие этого, оперировать этими понятиями в его процессе (их расшифровка, конкретизация). Например, причины и условия преступления. Надо дать определение причин, условий преступного поведения, классифицировать их, например, на внутренние и внешние, определить их функции, наполнить конкретным содержанием с тем, чтобы можно было их свободно использовать и, соответственно, исследовать реальные процессы и явления. Допустим, конкретизация такого понятия как внутренние условия преступления, означает его раскрытие: темперамент, степень алкогольной деградации и состояние опьянения, невротические отклонения и психические аномалии, половые и возрастные, психические и физиологические особенности и т. п., т. е. с этим расшифрованным понятием уже можно непосредственно работать, исследовать, оперировать им, выбрать из него то, что можно на данный момент изучить. Операционализацию понятий называют еще предварительным описанием объекта исследования.

Формулирование гипотез.

Вообще гипотеза — это предположение, которое с логической необходимостью не следует из уже имеющегося знания, но тот или иной уже достигнутый уровень развития криминологии предоставляет, все-таки, возможность сформулировать его, это предположение.

Социолог В. Я. Ядов следующим образом классифицирует гипотезы, в зависимости от:

  1. отношения к центральной задаче (гипотезы основные и неосновные);
  2. времени появления гипотез в процессе исследования (первичные и вторичные);
  3. функции гипотезы (описательные, объяснительные и прогностические).

Гипотеза должна отвечать целому ряду требований:

  1. Не должна содержать понятий, которые не уточнены и эмпирически не интерпретированы (объяснены), иначе она окажется непроверяемой.
  2. Должна быть максимально простой и не допускать ценностных (оценочных) суждений.
  3. Должна вытекать из ранее установленных научных фактов.
  4. Должна быть приложима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет, не допуская исключений и в то же время не включая в себя их (явлений) слишком много.
  5. Должна быть проверяема при помощи средств и методов, которыми исследователь располагает.
  6. Не должна отрываться от общесоциологической теории и тем самым от совокупности проблем социальной практики.

Формулирование гипотез — завершающий этап в построении теоретической базы исследования.

Перейдем ко второй части методики исследований — методам криминологического обследования.

Все методы можно подразделить на две основные группы:

  • а)    методы сбора информации;
  • б)    методы обработки и анализа информации.

К методам сбора информации относятся: документальный метод, опрос, наблюдение, эксперимент, тест, социометрия; и др.

Документальный метод предполагает использование информации, зафиксированной каким-либо «видимым образом» на ее носителе — бумаге, фонограмме, киноленте, фотографии, дискете, диске, видеокассете, аудиокассете и т. д.

Документы делят на официальные, исходящие от какой-либо организации, и неофициальные (личные).

Официальные документы можно подразделить на три подгруппы:

  1. текущая документация (как правило, переписка);
  2. документы обзорного характера (доклады, аналитические справки и пр.);
  3. документы периодической отчетности (отчеты и т. п.).

При исследовании официальных документов важно определить степень доверия к ним, которая зависит, в свою очередь, от степени объективности содержащейся в ней информации (возможность приписок, искажений, субъективных оценок лиц, которые составляли документы и т. п.).

Для этого необходимо выяснить и учесть следующее: какова была ситуация, в которой составлялся данный документ; кто конкретно имел отношение к его составлению; каковы цели и задачи составления; в чем состоит заинтересованность лиц, составлявших документ; каков способ обработки информации, применявшийся при его составлении.

Кроме того, необходимо знать, что содержание информации делится на две составляющие:

  1. собственно информацию (статистический материал, уголовные и личные дела осужденных и т. п. сведения);
  2. ее оценку (оценочные суждения, мнения его составителей). Большее значение имеет, конечно, собственно, информация, лишенная субъективной окраски.

Разновидностью документального метода является контент-анализ — метод исследования большого количества однородных документов (так, для определения какого-нибудь понятия исследуются все его определения, из них выделяются признаки, наиболее часто встречающиеся и уже из них формулируется новое определение, называемое в логике содержательным, т. е. состоящим из его свойств, в большей степени из уже общепринятых признаков). Например, в нашем исследовании бытовых преступлений так были установлены признаки бытовой группы (их малочисленность, длительность существования, образование и функционирование по месту жительства и т. п.).

К личным документам относятся разного рода описания преступником собственных действий, личных переживаний в форме автобиографий, дневников, сочинений, писем и т. п. Этот метод используется для исследования индивидуальных признаков человека, совершившего преступление, например, с целью лучшей организации его ресоциализации (перевоспитания).

К другим методам криминологического исследования относится опрос.

Опрос — это получение криминологической информации от относительно большого количества людей путем формулирования определенной системы вопросов.

Основная проблема в применении этого метода состоит в том, что криминолога интересует максимально объективная информация, а источник ее получения субъективный — та или иная личность.

Есть три вида опроса: интервьюирование, анкетирование и беседа.

  • Интервьюирование — это устный опрос людей в процессе непосредственного общения с респондентом. Вообще респондент — это лицо исследуемое, опрашиваемое, единица наблюдения, источник информации.
  • Анкетирование — это письменный опрос людей в процессе заполнения ими самими анкеты, содержащей вопросы и, как правило, ряд исчерпывающих ответов.
  • Беседа — это опрос ограниченного круга лиц с предварительным установлением с ними поочередно психологического контакта с целью вызвать свободный рассказ, направляемый исследователем в нужное русло.

Интервьюирование рассчитано на опрос небольшого количества людей и на более детальный, углубленный качественный анализ получаемой информации. Интервью — есть свободное и стандартизированное (или формализованное).

При свободном интервью исследователь имеет набор вопросов без исчерпывающих ответов, которые и задает респонденту. Ответы фиксируются им сразу или после беседы. Основные трудности: размытость рамок беседы, приведение полученных данных под общий знаменатель, много времени уходит на количественную обработку информации. Поэтому его применение рекомендуется при пилотажном (наводящем, первичном, определяющем дальнейшее направление изучения, как бы при предварительном «облете» объекта исследования) исследовании или для получения особо индивидуальной информации при описании особых случаев, выпадающих из общей концепции.

При стандартизированном интервью вопросы унифицированы, каждому вопросу соответствует заранее подготовленный набор ответов. Вопросы задаются, как правило, лично.

Другим методом исследования является наблюдение. Наблюдение — это, как писал В. Г Деев, «сознательный и целенаправленный процесс восприятия действительности, с помощью которого изучаются явления как в естественном состоянии, так и в экстремальных ситуациях».

Выделяется несколько видов наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, лабораторное и полевое (естественное), включенное и невключенное (обычное). При непосредственном наблюдении изучение объекта осуществляется самим исследователем. Это сужает круг единиц наблюдения. При опосредованном — наблюдение осуществляется другими лицами, как правило, возглавляющими тот или иной участок деятельности. Открытое наблюдение предполагает предварительное осведомление об этом источников информации — например, осужденных, потерпевших. Скрытое наблюдение (инкогнито) исследователь осуществляет в естественных условиях, не предупреждая об это исследуемых, не изменяя условия в объекте наблюдения. В зависимости от условий проведения наблюдение подразделяется на полевое (естественное), когда изучение явления организуется в естественных условиях без предварительной подготовки объекта, и лабораторное, когда в искусственно созданную ситуацию вводится изучаемый объект. Включенное наблюдение предполагает наблюдение изнутри, когда исследователь становится членом исследуемого коллектива, включается в него инкогнито, например, этот прием используется также журналистами и писателями, в частности Артуром Хейли, а не только криминологами. Невключенное (обычное) наблюдение осуществляется со стороны, наблюдатель находится вне изучаемого коллектива.

К следующему социологическому методу сбора информации относится эксперимент.

Под экспериментом понимается такое исследование объекта, в процессе которого мы создаем условия (или изыскиваем и группируем существующие), необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей нас связи явлений.7 «Метод эксперимента основан на том, что в наблюдаемую систему (процесс) вводятся определенные импульсы, изменяющие условия ее функционирования, а затем фиксируются производимые ими (импульсами) изменения».8 Здесь происходит сравнение или двух состояний одного объекта (например, ИУ) — до или после эксперимента, или двух объектов, находящихся в общем в аналогичных условиях (к примеру, два ИУ).

В криминологических исследованиях, особенно в последнее время весьма эффективно стали применяться психологические и социальнопсихологические методы. Особое распространение получило применение тестов.

Тест — это кратковременное испытание, проба. Тесты бывают проективные и объективные.

В проективном (прожективном) тесте исследуемый проецирует что-то свое, личное на предлагаемый ему стимул, которым могут быть и чернильные пятна, и картинки, и отдельные слова, неоконченные предложения, и т. п. Затем проводится соответствующая обработка данных, осуществляемая обязательно психологом, специально подготовленным для применения этого метода, потом переводятся полученные данные в количественные показатели, осуществляется их сопоставление. К таким тестам относятся проективный тест фрустрации С. Розенцвейга, метод чернильных пятен Роршаха и др.

В объективном (ряд исследователей называют его субъективным) тесте ряд разбросанно поставленных вопросов выявляют с разных сторон одно какое-то личностное свойство (например, открытость или замкнутость, господствование или подчиненность и т. п.). Затем при помощи нескольких ключей производится перевод полученных данных в количественные показатели, которые стандартизируются и затем сопоставляются. К таким методам можно отнести 16-факторный опросник Р. Б. Кэттэлла, MMPY (Минесотский многофакторный опросник личности) и др.

К социально-психологическим методам относят, например, социометрию, под которой понимается метод изучения межличностных отношений в относительно замкнутом коллективе, в процессе применения которого лицам задаются вопросы о том, кого и кому они предпочитают в этом коллективе для совместного выполнения какой-либо деятельности, общения и т. п. При помощи этого метода измеряют микроклимат коллектива, выявляют фактического лидера и т. п.

Рассмотрим некоторые методы обработки и анализа информации.

В ходе криминологического исследования мы получаем огромный материал, «сырой» и необработанный. Для того чтобы его упорядочить и подвергнуть дальнейшем анализу, применяется широкий арсенал специальных средств и методов, разработанных статистикой и математикой, начиная от классификации и группировки и кончая методами корреляционного и факторного анализа.9

При проведении криминологических исследований мы много теряем на этом этапе. В основном оперируем процентными показателями, долевыми соотношениями. Эти методы хороши, потому что они просты и всем понятны, но главный их недостаток в том, что в них небольшая аналитическая емкость. Например, применение такого метода обработки данных, как метод ранговой корреляции Спирмена позволил нам впервые в СССР и в мире выявить комплекс факторов социально-психологической несовместимости супругов, а также мужчин-соседей, поскольку только этот метод позволил нам провести попарное сравнение преступников и потерпевших (например, Петровы, Сидоровы), выявить их сходства и различия, проверить их статистическую значимость.10 11

К. Маркс в свое время писал, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой». 

Обработка первичной криминологической информации идет, как правило, параллельно с ее анализом. В одних случаях на этом этапе исследования ограничиваются сравнительно простыми операциями — ранжированием, группировкой и составлением таблиц, в других — прибегают к более сложным методам. Однако, независимо от того, с использованием каких методов производится обработка и анализ материалов исследования, в его основе лежит предварительное упорядочение первичной информации (главным образом при помощи статистической сводки, группировки и составления статистических таблиц).

Сводка в широком смысле охватывает подсчет разгруппированных данных, составление системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, оформление группировок и их показателей в таблицах и подсчет итогов в группах и подгруппах. Перед сводкой обязательно составляется ее программа, в которой должны быть определены «подлежащее» и «сказуемое» сводки. «Подлежащее» сводки составляют группы или части, на которые разбивается совокупность явлений; «сказуемое» составляют те показатели, которые характеризуют каждую группу и всю совокупность в целом. 

Группировка представляет из себя расчленение массы эмпирического материала на существенно однородные части. Она может быть произведена по признакам двух различных видов — качественному, или атрибутивному (например, по степени общественной опасности преступлений), и количественному (возрасту, количеству судимостей и пр.). Иногда «для повышения степени точности и надежности измерения качественным признакам дают количественное выражение. Этот прием называется квантификацией». 

Группировки в зависимости от задач исследования могут быть самые различные: структурные, составляемые для выявления состава структуры совокупности; типологические, в основу которых кладут типические черты, типологию явлений; аналитические, выполняющие несколько задач, в том числе и задачу определения связи, степени тесноты этой связи, ее направленности (прямой или обратной) между сопоставляемыми признаками, явлениями; факторные, при которых статистический материал группируется по факторам и вызываемым ими результатам. Результаты группировок обычно систематизируются и сводятся в статистические таблицы. При группировке и составлении таблиц в основу систематизации материала необходимо класть главные, основные признаки. В. И. Ленин писал, в свое время, что «один и тот же статистический материал дает диаметрально противоположные выводы при различных приемах группировки». 

Между теми или иными социальными явлениями, процессами и преступлениями может быть выявлена как функциональная, так и корреляционная, прямая или обратная связь, которая может свидетельствовать о причинной связи этих явлений с преступностью, а может свидетельствовать о том, что у этих явлений, между которыми выявлена связь, есть общие причины и т. п. Для этого используются, как уже отмечалось, факторный, корреляционный, дисперсионный анализ и др. 



Ключевые слова: Исследование, Методы, Криминология
Источник: Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2012. - 1048 с.
Материалы по теме
Методы теоретического исследования и построение научной теории
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Вспомогательные методы психологического исследования
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Методы криминальной психологии
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Метод фотоинтервью в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Как работает полиграф (детектор лжи)?
Олдерт Фрай.: Ложь. Три способа выявления
Система методов и методика педагогического исследования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Метод биографической прогулки в социологическом исследовании
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Точность полиграфа
Олдерт Фрай.: Ложь. Три способа выявления
Оставить комментарий