Методы теоретического исследования и построение научной теории

Метод классификации  предполагает обобщение собранного материала путем разделения всех исследуемых объектов в несколько групп и подгрупп. Главное, что надо сделать правильно, используя этот метод – выбрать критерий классификации. Здесь нужно соблюдать два правила. Первое: критерий классификации должен быть объективен и конкретен. Приведем пример (бывший, кстати, на самом деле). В город Иваново приехали двое ученых, историки, молодой и старый. На собственном опыте они решили проверить утверждение, что Иванов – город самых красивых женщин. Идя по улице, они решили, что старый будет считать всех встречающихся некрасивых женщин, а молодой – красивых. Естественно, данное «исследование» проводилось в шутку. Понятно, в чем недостаток данной классификации: она слишком субъективная, у каждого человека свои представления о красоте. Зато классификация по росту, возрасту, половому признаку будет, безусловно, объективной.

Второе правило. Классификацию нужно проводить по только одному признаку . Нельзя классифицировать по двум признакам сразу, например, классифицировать всех студентов по росту и возрасту одновременно. Классическими примерами такой логической ошибки являются классификация на «круглое и зеленое» или выражение «дети бывают наши и невоспитанные». Ясно, что разделить объекты можно или по форме (круглые, квадратные, треугольные), или по цвету (красный, зеленый, синий), но никак одновременно по цвету и форме. Если в исследуемых объектах нужно выделить два признака, то проводят две классификации, например, вначале по форме, затем по цвету. Обычно метод классификации используется как преддверие для дальнейшей обработки материала. Хотя сама по себе интересная классификация может стать существенным вкладом в науку.

Метод анализа и синтеза . Вначале выясним, что такое анализ. Анализ – цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого объекта.

Различают внутренний и внешний анализ. Внешний анализ предполагает выявление различных обстоятельств, под влиянием которых создавался данный объект. Например, вы анализируете архивный документ. Вам обязательно надо обратить внимание, из какого учреждения этот документ вышел, с какой целью создавался, кто его автор, каковы были его политические убеждения, особенности исторической эпохи, когда создавался документ. Все эти обстоятельства весьма важны, так как могли оказать существенное влияние на содержание документа.

Внутренний анализ направлен на выявление внутренней сути изучаемого объекта. В основе анализа лежит расчленение системы на составляющие элементы и выявление особенностей каждого из них. Например, анализ – неизбежный прием в работе с нормативно-правовыми актами. Первоначально исследователь выявляет структуру документа, т. е. из каких разделов и глав состоит данный акт. Затем начинается подробный анализ отдельных статей. Вы должны уяснить суть каждого предложения, даже каждого слова в законе, причем не просто уяснить его лексический смысл, а выявить роль в документе, его значение при применении закона, т. е. каковы будут последствия при использовании в законе тех или иных слов. Нередко бывает так, что отдельные положения закона сформулированы не точно, отдельные слова противоречат друг другу или при желании могут трактоваться произвольно, а то и искажать первоначальный замысел, ради которого создавался акт. Подобные вещи необходимо выявлять. Приведем пример анализа нормативных актов, регулирующих право на образование, сделанного в работе одним студентом.

«Международные документы, как уже говорилось, относят право на образование к естественным и неотъемлемым правам каждого человека. Между тем в соответствующих положениях можно найти и некоторую неопределенность. Так, если смотреть на вышеприведенное положение с точки зрения обывателя, человека, не имеющего специальной подготовки в области права, то можно подумать, что оно означает то, что каждый (то есть и гражданин, и не гражданин) имеет право на получение от государства или частных лиц некоего социального блага, описываемого понятием «образование». Между тем, как верно замечено в проблемном комментарии к Конституции РФ, с правовой точки зрения здесь речь может идти лишь о праве на образование в смысле права на свободный доступ к образованию, поэтому более правильной и корректной видится формулировка, данная в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Никому не может быть отказано в праве на образование».

В данном смысле право на образование – это свобода получать образование в соответствии с убеждениями родителей, с собственными взглядами и целями при наличии на то возможностей. Стало быть, вышеуказанные положения Конституции РФ могут гарантировать лишь то, что получение образования не является привилегией: каждый человек на недискриминационных условиях, независимо даже от его способностей, вправе получать любое желаемое образование, что, однако, не означает, что он получит необходимый минимум для занятия тем видом деятельности, который он желает. Ограничением здесь могут быть только способности, желание или материальное положение лица, а не какие бы то ни было правовые нормы.

Таким образом, человек получает всего лишь возможность на недискриминационных основаниях получать то образование, которое соответствует его способностям и возможностям и потребностям общества, то есть государство, в принципе, не обязано предоставлять каждому образование как социальную услугу.

При рассмотрении законодательства возникают довольно серьезные проблемы. Так, ч. 1 ст. 5 Закона «Об образовании» гласит: «Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом». Скорее всего, в данном случае законодатель подразумевал то, что на основании других признаков и в других сферах образования ограничение права на образование вообще не может производиться. Однако формулировка статьи позволяет толковать норму произвольно. Так, могут возникать вопросы, во-первых, могут ли прочие ограничения устанавливаться иным способом, чем с помощью федерального закона, во-вторых, могут ли указанные ограничения устанавливаться в дошкольном, среднем образовании, в дополнительном образовании, в-третьих, относятся ли ограничения к праву на образование вообще или лишь к отдельным специальностям, требующим определенного состояния здоровья, определенного пола (хотя это очень-очень спорно), отсутствия судимости (очевидно, для работы в правоохранительных органах) и т. д.»[1]

Также объектом анализа могут становиться, например, статистические данные. Анализ статистических данных предполагает не просто перечисление последних, а их разъяснение, комментирование. Чуть подробнее об этом будет сказано ниже.

Рядом с анализом обычно стоит синтез. Синтез предполагает воспроизводство общих свойств изучаемого объекта на основе изучения свойств элементов этого объекта . Приведем самый простой пример синтеза: его проводили ваши родители, когда смотрели ваш дневник после окончания четверти. На основе знаний об отдельных четвертных оценках по конкретным предметам они получали сведения о ваших общих результатах в учебе. Также исследователь может сделать общий вывод о рентабельности предприятия, обобщив ряд показателей о его работе: динамика объема продаж, динамика прибыли по различным видам предлагаемых товаров или услуг. Синтез обычно тесно связан с анализом, хотя эти две логические операции необязательно проводятся совокупно. Если говорить об анализе нормативно-правовых актов, то обычно он всегда завершается подведением итогов. Юрист разбирает нормативный документ не просто так, а из-за желания дать общую оценку документу, выявить роль в регулировании тех или иных общественных отношений. Эти выводы и являются синтезом. Основным недостатком анализа и синтеза является его субъективность, как бы ни был добросовестен исследователь, как бы он ни старался предельно беспристрастно рассматривать материал, его интерпретация всегда будет в большей или в меньшей степени субъективна.

Статистический метод  предполагает использование статистических данных, т. е. численную характеристику каких-либо объектов. Например, можно проанализировать статистически состав студентов в группе: выделить, сколько процентов от всего числа студентов составляют юноши, сколько девушки, сколько поступили в институт, уже имея опыт работы, сколько процентов поступили сразу после школы. Например, автору этого пособия по заказу Рязанского областного суда довелось проводить социологический анализ состава суда присяжных. По анкетам, которые заполняют присяжные в суде, автору пособия надо было установить, сколько процентов мужчин и женщин, сколько молодых, пожилых и пр.

Однако здесь следует сказать следующее. Мало собрать статистические данные и привести ряд цифр в работе. Ваше исследование будет гораздо значимей, если вы проанализируете собранные данные, т. е. выведенные вами цифры должны приводиться в общей канве ваших рассуждений и выводов. Статистические данные могут подтверждать вашу мысль, иллюстрировать ее, делать более убедительной. Желательно высказать свое мнение, почему результаты оказались именно такими, о каких процессах в обществе они свидетельствуют. Особенно это важно, если результаты оказались неожиданными, опровергающими ранее существовавшие теории[2].

Системный метод . В основе этого метода лежит рассмотрение изучаемого объекта как элемента системы. В задачу исследователя входит выявить связи между различными элементами этой системы, их соподчинение, процесс взаимодействия. Например, вы изучаете деятельность Рязанской областной думы. При применении данного метода Рязанская областная дума для вас – элемент сложной системы всех органов власти Рязанской области, куда входят областная администрация, представитель президента, Рязанский областной суд, прокуратура Рязанской области и другие органы. Вы должны выяснить, какое место в этой системе занимает областная дума, как она взаимодействует с другими органами власти.

Структурный метод  направлен на выявление внутренней структуры изучаемого объекта, т. е. при использовании данного метода ученый выясняет, из каких элементов состоит изучаемый объект, как эти элементы соподчиняются друг другу. Так, при изучении Рязанской областной думы вам надо выявить внутреннюю структуру этого учреждения: из скольких депутатов состоит дума, порядок их избрания, какие фракции они образуют, какие созданы в думе комитеты и комиссии.

Как правило, обычно используется оба метода стразу, т. е. выясняя процесс взаимодействия двух элементов системы, одновременно рассматриваем внутреннее строение этих элементов. Например, если вы рассматриваете процесс взаимодействия Рязанской областной думы и администрации Рязанской области (они для вас – элементы большой и сложной системы «местная власть»), более глубоко будет рассмотрен этот процесс при детальном изучении структурного строения каждого этого органа власти и выявления роли каждого структурного подразделения этих органов в процессе взаимодействия. Такой единый подход называется системно-структурным.

В некоторых случаях есть смысл абстрагироваться от внутреннего устройства изучаемых объектов и не рассматривать их как отдельную систему. Это необходимо тогда, когда мы имеем дело с разнородными объектами или когда сам механизм взаимодействия для нас неважен, важен только результат этого взаимодействия. В этом случае исследуемые объекты выступают для ученого как несколько «черных ящиков», т. е. их содержание остается закрытым. Например, вы исследуете отношения прессы и законодательной власти в Рязанской области. Для вас будет неважна внутренняя организация каждой рязанской газеты, да и внутренняя структура думы в данном случае вам также не важна. Пресса и Рязанская областная дума – два «черных ящика». Вас интересует только, как они функционируют. Еще этот метод называется функциональным.

Проблемно-хронологический метод, или исторический . Суть этого метода заключается в том, что исследуемая проблема рассматривается в исторической перспективе. Исследователь должен выделить основные вехи развития процесса, который он изучает. Многие проблемы, которыми занимаются юристы и экономисты, посвящены «вечным» вопросам, т. е. таким, которые существовали и будут существовать в человеческой жизни, только в различных условиях меняется к ним подход. В таких случаях принято рассматривать, как к решению данной проблемы подходили раньше. Например, вы изучаете проблему особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Прежде чем показать, как современное уголовное законодательство регулирует этот вопрос, вы прослеживаете, в чем была особенность уголовной ответственности несовершеннолетних в разные периоды российской истории, при этом выделяете основные вехи развития вашего вопроса.

Сравнительно-исторический метод, или хронодискретный . Данный метод предполагает сравнение двух (или может, больше) схожих процессов, произошедших в различные исторические эпохи. Главное отличие этого метода от проблемно-хронологического заключается в том, что первый предполагает изучение развития вопроса на всем протяжении его существования, а сравнительно-исторический сводится к сопоставлению двух наиболее схожих периодов. Обычно такой метод используется тогда, когда исследуются процессы, уже происходившие в нашей истории, которые могут быть источником полезного опыта. Так, может быть проведен сравнительный анализ становления парламента в нашей стране после первой русской революции в 1906—1917 гг. и в 1991—2001 гг.

Сравнительно-государственный метод, или синхронный . Этот метод также подразумевает сравнение. Только в данном случае сравниваются схожие процессы, происходящие в различных местах, но в одно и то же время. Например, вы можете проводить сравнение различных форм правления в мусульманских странах, различных способов организации самоуправления в разных субъектах Российской Федерации.

Моделирование . Моделирование предполагает создание модели какого-либо процесса или явления, которое нельзя наблюдать лично. Ученый мысленно конструирует исследуемый процесс, прогнозируя на основе определенного комплекса эмпирического материала его течение. В качестве классического примера использования этого метода обычно приводят работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Энгельс создал модель процесса разложения первобытного общества, зарождения в нем семьи, собственности и государственных отношений, исходя из описания жизни первобытного племени ирокезов, сделанного Морганом в книге «Древнее общество». Опираясь на знания о жизни одного первобытного племени, Энгельс построил универсальную модель развития любого первобытного общества. У экономистов практикуется составление экономических моделей развития общества в целом или отдельного предприятия. Юристы обычно создают модели государственных учреждений.

Контент-анализ – это количественный анализ поступающей информации, выраженной словами . Контент-анализ может применяться к печатным публикациям, телерадиопрограммам, официальным или каким-либо еще документам. Например, объектом контент-анализа могут стать школьные сочинения, письма граждан в органы власти, текст популярных песен. Суть метода заключается в том, чтобы найти легко подсчитываемые признаки, черты этой словесной информации, которые бы определяли ее существенные стороны. Такой анализ используется при наличии обширного по объему материала.

Чтобы правильно провести анализ, надо правильно определиться, что и как считать, т. е. определиться с единицей подсчета. Ошибкой будет выбирать за единицу подсчета ключевые слова, например «нация», «правительство». За единицу подсчета следует брать не отдельные слова и термины, а социально значимые темы. Иначе можно формализировать анализ настолько, что исчезнет его суть. Например, вы изучаете деятельность правительства – высшего органа исполнительной власти в нашей стране. Если выбрать за единицу подсчета слово «правительство», то можно кое-что упустить: под словом «правительство» иногда печатные издания понимают не высший исполнительный орган в нашей стране, а власть вообще. Зато, безусловно, имеют прямое отношение к работе правительства упоминания о деятельности премьер-министра, его заместителей. Поэтому за единицу подсчета должна выбираться определенная тема, которая может выражаться по-разному: одним словом, некоторым устойчивым сочетанием слов, а может вообще не иметь терминологического выражения, а преподноситься описательно или скрываться в заголовке абзаца, раздела.

Все возможные смысловые единицы подсчета можно классифицировать следующим образом:

  1.  понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов (правительство, власть, судебная реформа, суд присяжных и пр.);
  2. тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах, целостных текстах (например, интервью с премьер-министром вполне сочетаются с понятием «власть», «правительство»);
  3. имена людей, географические названия, названия организаций, упоминание какого-либо события[3].

Например, вы исследуете ценностные установки современных школьников и с этой целью решили проанализировать школьные сочинения на классическую тему «Что такое счастье?». Представления о счастье самые различные, но в сочинениях вы выделяете основные темы, с которыми ассоциируется у авторов счастье: счастливая семья, материальное благополучие, слава, любимая работа и пр.

После того как определена единица подсчета, нужно выбрать систему подсчета. Здесь возможны различные варианты. Первый – система «время-пространство». За единицу счета здесь берется количество строк, абзацев, колонок, квадратных сантиметров площади, посвященных выбранной теме. Например, вы изучаете вопрос о роли средств массовой информации в профилактике наркомании, или наоборот, стараетесь выявить, насколько СМИ содействуют пропаганде насилия. Вы проводите подсчет, сколько процентов газетной площади занимают публикации на эту тему. Для кино, радио, телевидения считаться будет время, отведенное выбранной тематике. Вторая система – частота проявления темы в каком-либо издании или на телевидении, радио за определенный промежуток времени. Например, сколько раз за сутки те или иные каналы обратились к тому или иному событию. Так, анализируя сочинения о счастье, вы подсчитываете, сколько учеников обратились к теме карьеры, сколько к счастливой семье, сколько к известности и славе.

Контент-анализ может проводиться по отношению и к одному многоплановому документу, затрагивающему целый ряд тем, например выступление политика. Для этого берется текст документа, лист ватмана, на котором делается таблица. Из документа вырезаются строчки, посвященные той или иной проблеме: экономике, социальным вопросам, внешней политике. Соотношение числа строчек, посвященных той или иной теме, позволяет делать выводы по данному документу.

Использование теоретических методов осуществляется обычно комплексно, т. е. исследователь не ограничивается каким-то одним методом, а использует их несколько, сочетая их друг с другом.

  • [1] Богданов В. В. Право на образование в Российской Федерации и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Работа, представленная на международный конкурс научных студенческих работ «Международные стандарты в области прав и национальное законодательство». Научный руководитель – к. и. н. А. Д. Попова.
  • 2] В качестве примера автор может предложить свою статью, где приводится анализ статистических данных о составе суда присяжных: Попова А. Д. Современный российский присяжный: кто он? // Социологические исследования. 2004. №12
  • [3] Рузавин Г. И.  Методы научного исследования. М., 1974. С. 30.
Источник: 
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Вспомогательные методы психологического исследования
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Понятие, процедура и методы криминологических исследований
Старков О. В., Криминология: Общая, Особенная и Специальная части: Учебник.— СПб.:...
Методы эмпирического познания
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Методы культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Методы криминальной психологии
Криминальная психология: курс лекций / под науч. ред. О. Д. Ситковской: 2016
Организация педагогического исследования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Система методов и методика педагогического исследования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Принципы и методы исследования в детской клинической психологии
...
Оставить комментарий