Экспериментально-психологические исследования в психиатрии — это методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических расстройств различного генеза, личностных особенностей.
Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых больным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.
Психологический эксперимент применяется для решения дифференциально-диагностических задач и как способ выявления собственно психологических характеристик измененной психической деятельности при разных психических расстройствах. В этих целях используются специальные, более сложные экспериментально-психологические методы, применение которых относится к компетенции патопсихологов и требует специальной квалификации и опыта экспериментальной работы.
В настоящее время используется множество методических приемов. Следует иметь в виду, что экспериментальные исследования не универсальны и направлены на выявление определенных видов патологии психики. Экспериментальные методики строятся по принципу моделирования определенных ситуаций, требующих от больного какой-либо деятельности, в которой и выявляются особенности расстройств.
Комплекс методик подбирают индивидуально в соответствии с конкретной дифференциально-диагностической задачей, состоянием больного на момент обследования, уровнем его образования и возрастом.
Результаты исследований позволяют использовать определенные характеристики измененной структуры психической деятельности в качестве дополнительных дифференциальнодиагностических данных.
Для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности применяются следующие методики.
Корректурная проба (Bourdon, 1895) — больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста буквы «К» и «Р». Быстрое выполнение задания с ущербом для точности наблюдается при маниакальных и паралитических синдромах, чрезвычайно медленное — при депрессивных состояниях, сосудистом и ином органическом поражении мозга.
Счет по Крепелину (Krepelin E., 1895) — элементарная арифметическая задача (складывание чисел «столбиком»). Темп и точность выполнения отражают утомляемость и работоспособность больного.
Отсчитывание (Krepelin E., 1895) — последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100 (93, 86, 79, 72 и т.д.). Таким путем исследуются навыки счета, устойчивость внимания, истощаемость, критика к своему состоянию.
Для выявления расстройств памяти используют заучивание слов (или цифр), пересказ несложных сюжетов, опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.
Метод пиктограмм (Лурия А.Р., 1973) заключается в том, что больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10-16 слов. Таким образом исследуют память — информативным является соотнесение результатов непосредственного и опосредованного запоминания.
Для изучения когнитивной деятельности больных используются раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий, а также специальные методики.
Ассоциативный эксперимент (Jung C., 1906). Используется для анализа характера ассоциаций пациента и скорости их образования. Испытуемому зачитывают подготовленный ряд слов и предлагают отвечать как можно быстрее на каждое из них первым пришедшим в голову словом. Регистрируются время реакции и ответы пациента. Анализируются семантический уровень ответов, их адекватность стимулам, изменения времени реакции на различные по содержанию стимулы, внешние проявления эмоциональных реакций, соотношение времени реакции на заведомо нейтральные или ситуационно-значимые слова.
Психометрические методы исследования интеллекта и аномального развития
Шкала Binet—Simon (1905, 1908). Шкала предназначена для оценки интеллектуального развития ребенка. По совокупности выполнения заданий определяется уровень интеллекта — Intellectual Quotinent (IQ) с помощью формулы соотношения показателей умственного и хронологического возраста:
IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) х 100.
В норме величина IQ, принятая за 100, колеблется от 70 до 130. Показатели IQ для дебильности составляют 70-50, для имбецильности 50-30 и для идиотии — менее 30. Интеллектуальные тесты при всей их ценности для диагноза нарушений психического развития имеют определенные границы. У одного и того же пациента IQ может колебаться во времени.
Тест Векслера (Wechsler D., 1949, 1955) является наиболее известным и получившим широкое распространение во многих странах. В настоящее время при исследовании пользуются несколько вариантов теста Векслера, ориентированных на различные возрастные характеристики обследуемых.
Тест состоит из 11 отдельных методик (субтестов). Все субтесты разделены на 2 группы — 6 вербальных и 5 невербальных.
К вербальным субтестам относятся следующие.
1. Общая осведомленность. Общая понятливость. Арифметика.
2. Нахождение сходства. Воспроизведение цифровых рядов. Словарь.
К невербальным субтестам относятся следующие.
- Шифровка. Нахождение недостающих деталей в картине.
- Кубики Кооса (Kohs S.C., 1923). Последовательность картин. Сложение фигур.
Результаты выполнения каждого субтеста оцениваются в баллах. Затем по специальной таблице первичные оценки переводятся в унифицированные, позволяющие анализировать разброс, шкальные оценки. С учетом возраста подсчитывается отдельно вербальный и невербальный показатели, а затем общий показатель. Тест Векслера используется не только для определения уровня интеллектуального развития, структуры психического дефекта, но и в дифференциально-диагностических целях выявления признаков органических, эндогенных заболеваний, расстройств личности.
Таблицы Равена (Raven J., 1936). Тест предназначен для оценки способности к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности. Тест состоит из невербальных заданий, и поэтому результаты тестирования меньше зависят от образования и знаний пациента. Всего тест Равена содержит 60 заданий, распределенных по 5 сериям. Правильное решение каждого задания оценивается в 1 балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель оценивается как уровень интеллектуальных возможностей.
Рисовальный тест Куглера (Kugler K., 1970). Используется для диагностики интеллектуального развития детей. Тест состоит из 7 усложняющихся фигур, которые ребенок должен самостоятельно нарисовать. Фигура с изображением креста обязательно должна быть выполнена 7-летним ребенком, с ней справляются и 6-летние дети. Невыполнение рисунка 8-летним ребенком свидетельствует с большой вероятностью о слабоумии. Приводится специальная форма подсчета результатов.
Проективные методы исследования личности
Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей и нарушений личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению. Различные проективные методики объединяются общими принципами подбора стимульного материала, поведения психолога при обследовании, постановкой диагностических задач. К ним относятся:
- неопределенность стимулирующего материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
- обследование протекает при полном отсутствии оценочного отношения к ответам пациента со стороны психолога, — это условие, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;
- проективные методы измеряют не ту или иную психическую функцию, а определенный модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.
Тест Роршаха (Rorschach H., 1921). Метод применяется в различных областях психологической диагностики для целей консультирования, профориентации, при изучении расстройств поведения, психосоматических заболеваний, неврозов и психозов. Материал теста состоит из 10 таблиц с пятью по-лихромными и пятью одноцветными изображениями. Таблицы предъявляются испытуемому в определенной последовательности и положении. При обработке протокола каждый ответ испытуемого регистрируется по 4 категориям: локализация, детерминанты, содержание, оригинальность-популярность. Данные теста позволяют оценить интеллектуальные способности пациента, особенности аффективной сферы, характер социальных контактов, такие черты личности, как экстраверт-ность/интровертность и др.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) (Murrey H., Morgan C.D., 1935). Используется обычно вместе с тестом Роршаха. В настоящее время материал ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением неопределенных ситуаций. Каждая из таблиц допускает возможность неоднозначной интерпретации. Пациенту предлагают набор из 20 таблиц и просят его составить по каждой из них небольшой рассказ, в котором должны быть описаны мысли и чувства персонажей, их настоящее, прошлое и будущее. Наиболее широко применяется ТАТ при пограничных состояниях для выявления аффективных конфликтов, ведущих мотивов, отношений, ценностей, индивидуальных способов разрешения конфликтных ситуаций, механизмов психологической защиты, импульсивности-подконтрольности, эмоциональной устойчивости-лабильности, эмоциональной зрелости-инфантильности. Результаты ТАТ позволяют оценить интеллектуальные возможности пациента, нарушения восприятия и мышления, повышенную агрессивность, депрессивные переживания, суицидальные намерения.
Тест Люшера оценивает потребности индивида по предпочтению цвета. Согласно тесту могут быть определены следующие психологические потребности:
- серый — в покое, отдыхе, пассивности;
- синий — в удовлетворении, спокойствии, устойчивости, положительной привязанности;
- зеленый — в самоутверждении;
- красный — в активном действии и достижении успеха;
- желтый — в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
- фиолетовый — в уходе от реальности, индивидуалистич-ности;
- коричневый — в психологическом и физиологическом комфорте;
- черный — в независимости, протесте, негативизме по отношению к любым авторитетам, давлению извне.
Данные теста с определенным допущением позволяют выявить личностные характеристики обследуемого.
Личностные опросники (анкетные методы исследования личности)
Необходимость получить объективные данные о личностных особенностях обследуемого наталкивается на ограничения, связанные с недостаточностью самооценки пациентов, различными установочными аффектами. Для минимизации влияния этих факторов необходимо так построить опросник, чтобы диагностическое значение имела лишь корреляция, установленная между частотой высказывания и выраженностью того или иного качества, которое в некоторых случаях нельзя вывести из смыслового содержания вопроса. Авторы личностных опросников формулируют вопросы по возможности нейтрально, маскируя их цель и избегая ценностных категорий. В методики вводятся вопросы, специально предназначенные для выявления отношения испытуемого к исследованию. Достоверность полученных результатов устанавливается путем нахождения корреляции между личностными признаками, определяемыми независимыми клиническими наблюдениями или ранее проверенными экспериментальными методами, и ответами на вопросы, которыми этот признак должен быть выявлен. Надежность личностных опросников связана с процедурой их стандартизации на репрезентативных группах популяции.
Миннесотский многомерный личностный опросник (Minnesota Multiphase Personality Inventory, ММР1) (Hathaway S., McKinley, 1941). Имеются его русские модификации — методика многостороннего исследования личности (Березин Ф.Б., Мирошников М.П. 1976), вариант Института им. В.М. Бехтерева (1970), стандартизованный метод исследования личности — СМИЛ (Собчик Л.Н., 1971). Тест предназначен для оценки психического состояния и характерологических особенностей личности, может быть использован при обследовании психически больных для установления синдромального диагноза. MMPI состоит из 550 утверждений, затрагивающих состояние соматической и неврологической сфер, психологические характеристики, психопатологические нарушения, при этом каждое из них пациент должен оценить по отношению к себе как верное или неверное. MMPI состоит из 13 основных шкал, 3 из которых являются оценочными и характеризуют отношение пациента к обследованию (шкалы лжи, аггравации и симуляции, неадекватности самооценки), 8 клинических шкал (ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании) и 2 психологических (мужественности-женственности, социальной интроверсии). Названия шкал отражают только ту группу больных, по которой валидизировалась данная шкала MMPI. Интерпретация результатов проводится в терминах психического состояния или личностных черт. Тест эффективен при индивидуальных и массовых обследованиях, при контроле за терапией. Высокий уровень формализации допускает компьютерную (имеются варианты компьютерных программ теста) обработку и хранение данных.
16-факторный личностный вопросник Кеттелла (16 PF) (Cattell R., 1966) — тест создан на основе использования факторного анализа для изучения структуры личности. При исследовании взрослых применяются 3 пары (мужские и женские варианты) эквивалентных опросников с учетом образования. Формы А и В, предназначенные для обследования лиц с образованием не ниже 7-8 классов, состоят из 187 вопросов. Процедура обработки первичных данных формализована. Каждому личностному фактору, выделяемому с помощью теста, дается развернутое психологическое описание. Недостатком опросника является отсутствие оценочных шкал, позволяющих учитывать установочные тенденции испытуемых.
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков (Иванова Н.Я., Личко А.Е., 1976, 1981) предназначен для определения в подростковом возрасте (1418 лет) типов характера при различных его акцентуациях, формирующейся психопатии, психопатических развитиях, психопатоподобных нарушениях. В каждом наборе — от 10 до 19 ответов.
Испытуемому предлагается выбрать наиболее подходящие и неподходящие для себя ответы. Допускается множественный выбор (2-3 ответа). Вопросник содержит 2 оценочные шкалы («объективной» и «субъективной» оценок), позволяющие диагностировать самооценку испытуемых, откровенность, диссимилятивные тенденции, соотнесенные с объективной характеристикой. С помощью ПДО диагностируется 11 основных типов акцентуаций характера и психопатий: гипертимный, циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, варианты смешанных типов. Кроме того, ПДО позволяет оценить такие показатели, как психологическая склонность к алкоголизации и делинквентному поведению.