Партисипаторные методы в социологическом исследовании

В классических исследованиях существует четкая граница между позицией исследователя и позицией респондента/информанта. Респондент/информант выступает скорее объектом исследования нежели его полноправным участником. Однако под влиянием акционистской социологии А. Турена с ее методом социологической интервенции, концепции публичной социологии М. Буравого, критической социологии данные позиции в последние десятилетия активно пересматриваются. Всё большее распространение получают партисипаторные (от англ. participation — участие) методы исследования. В наибольшей степени они согласуются с качественной стратегией, предполагая более активную роль респондентов/информантов (представителей изучаемых сообществ) в процессе исследования и выработке коллективного знания. Иногда социолога называют своеобразным психотерапевтом, позволяющим информантам высказать свои скрытые переживания в процессе интервьюирования.

Партисипаторные методы предполагают альтернативный подход к процессу исследования, поскольку подразумевают скорее «исследование совместно с кем-либо», чем «изучение кого-то» или «для кого-то». Этот подход основывается на принципе, согласно которому обычные люди, так же, как и профессионалы, способны к критическому мышлению и анализу, а их знания содержательны и ценны. При таком подходе участники исследования самостоятельно проводят анализ проблемы, а исследователь лишь фасилити-рует (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) этот процесс, не акцентируя свою роль как эксперта. Часто данная стратегия реализуется в работе с различными группами, сталкивающимися с социальными проблемами. Предполагается, что исследование может становиться инструментом отстаивания интересов дискриминируемых групп, изменения их социальной ситуации. В данном случае ответственность и за производство знания, и за его использование ложится на изучаемые группы. Понятие осознания, предложенное бразильским специалистом в области образования П. Фрэйром, является ключевым в партисипаторном исследовании. Данное понятие отражает тот факт, что люди, вовлеченные в глубокий анализ их собственной реальности, развивают понимание и способность действовать в направлении улучшения этой реальности.

Цель партисипаторного исследования — способствовать мобилизации ресурсов обычных людей, активизации их потенциала. В таком исследовании могут применяться разнообразные методы сбора и анализа данных. Важно, чтобы все участники четко понимали характер и смысл получаемой информации, знали, как ее применить, могли планировать действия, которые стоит предпринять, чтобы разрешить проблему. Партисипаторное исследование часто применяется в таких формах социальной работы, как работа с сообществом (community work), работа в группе, в том числе в группе самопомощи. Международный совет по образованию для взрослых в Онтарио (Канада) и Общество партисипаторных исследований в Азии в Новом Дели (Индия) — лишь отдельные примеры многочисленных организаций, осуществляющих продвижение этого метода на протяжении ряда лет. Партисипаторное исследование применялось в феминистских и других эмансипирующих проектах в различных странах, например в США, Канаде, Индии, Никарагуа, Филиппинах.

Инновационные методы сбора и анализа данных, постоянно разрабатываемые социологами, позволяют им следовать за тенденциями социальных изменений и получать информацию в том виде, который становится характерным для совместной жизни людей в современных условиях. Однако можно видеть, что в основе всех «поворотов» и «миксов» в методике социологических исследований остаются классические методы — опрос, наблюдение, анализ документов. Они модифицируются и комбинируются в различных соотношениях, что и приводит к появлению таких методов, как фокус-группа, фотоинтервью, биографическая прогулка и т. п.

Ключевые слова: Социология, Методы
Источник: Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. — 480 с.
Материалы по теме
Метод фотоинтервью в социологии
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Метод биографической прогулки в социологическом исследовании
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Основные направления современной социологической науки
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Методология социологического исследования
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Место социологии в системе современного обществознания
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Классическая социология
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Критическая теория Франкфуртской школы
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий