История теории объектных отношений

В работах Зигмунда Фрейда понятие объектных отношений встречается относительно редко. Однако эволюция взглядов Фрейда на проблему объекта составляет значительную часть его научной деятельности. Еще в 90-е гг. XIX в. он пришел к выводу о роли психических травм (со стороны объекта) в формировании психопатологий. Это был первый шаг к созданию теории психической травмы, ставшей основой будущего психоанализа.

Некоторые из пациентов Фрейда сообщали о попытках или случаях совращения их со стороны взрослых в раннем детстве. При этом такие воспоминания обычно проявлялись не сразу, а в процессе относительно длительной терапии. В связи с этим Фрейд сформулировал предположение, что инфантильное Я ребенка в подобных ситуациях оказывалось не в состоянии адекватно справиться с психической травмой, нередко нанесенной как раз тем взрослым, от которого он в первую очередь мог ожидать любви и защиты, а травматические переживания подвергались вытеснению. Аффект, не имея возможности проявиться открыто, развивался в бессознательном и проявлял себя в «скрытой форме» — в невротической симптоматике, которую можно было предъявить окружающим, в том числе нанесшему психическую травму взрослому. Психоаналитическая терапия была призвана вернуть воспоминание о травме на уровень сознания, проявить и затем преодолеть подавленную боль и вытесненное содержание переживаний.

В начале XX в. теория психической травмы была преобразована в теорию влечений. Фрейд пришел к выводу, что наряду с травмами на развитие личности влияют инстинктные потребности, стремящиеся к разрядке. Влечения получили в новой концепции статус первопричины всех личностных проявлений. Однако теория психической травмы не прекратила своего существования: она получила дальнейшее развитие в работах учеников и последователей Фрейда, которые подробно исследовали роль реальных психических травм в развитии ребенка, в частности, связанных с тяжелыми нарушениями внутрисемейных отношений, с родительской холодностью, неэмпатийностью, взаимным непониманием. Позднее это положение было дополнено, в частности, гипотезой о том, что основой развития психики и формирования объекта являются не желания и фантазии, а реальные взаимодействия. Было также обосновано, что не только межличностные, но и интрапсихические конфликты взрослых отражаются на объектных отношениях ребенка. Таким образом, теория психической травмы сыграла важнейшую роль в становлении теории объектных отношений.

Новые представления о функции внешнего объекта в развитии личности Фрейд сформулировал в работе «Три очерка по теории сексуальности». В этой новой концепции внешний объект рассматривался как средство, с помощью которого субъект достигает разрядки влечений. Влечение, таким образом, интерпретировалось как первичная динамическая сила, а выбор объекта — как вторичный поведенческий феномен. Но именно через восприятие внешнего объекта влечение становится предметным. Поэтому в современном психоанализе всегда говорится именно об «объектных отношениях», а не об отношении к объекту (главным в этом тезисе является принцип взаимодействия между субъектом и объектом).

Фрейд также отметил, что объект не обязательно является внешним по отношению к субъекту: объектом может быть, например часть собственного тела (при сосании пальца младенцем) или интроецированные (внутренние) объекты (например, утраченный ребенок). Первые удовлетворения влечений ребенка связаны с принятием пищи, а его первым частичным объектом, как правило, является материнская грудь (мать как целостный объект появляется в сознании ребенка намного позднее). В процессе психосексуального развития ребенка на какой-то период времени его влечение приобретает характер аутоэротического, но затем оно вновь переносится на внешние объекты. Впоследствии влечения ребенка направляются в определенное русло — под влиянием воспитания и обстоятельств. Основываясь на феноменах влюбленности и гипноза, Фрейд сформулировал концепцию диадных отношений взрослых («массы из двоих»), проследив ее истоки до первоначальных отношений «мать — дитя». Он также описал идентификацию с родителями как наиболее раннюю форму эмоциональной связи. В последующем было многократно обосновано и подтверждено практикой, что именно внутри детско-материнской диады зарождаются все будущие человеческие отношения, имеющие объектные характеристики.

При построении структурной модели психики Фрейд уделил проблеме объектных отношений особое внимание, показав связи Эго и Супер-Эго с опытом предшествующих переживаний и объектных отношений. Были описаны результаты интернализации объектных отношений, т.е. процесса идентификаций с родителями в эдиповой фазе. Эти идентификации обрели статус важного фактора формирования интрапсихических структур. Была подчеркнута значимость Эго как преемника организующих и регулирующих функций первичного окружения, а Супер-Эго — как носителя морально-этических норм. Ранняя теория инстинктов была преобразована в теорию личности, но в ней сохранялся приоритет влечений (как источника мотиваций), а объект рассматривался с точки зрения субъекта — с позиций его желаний и фантазий.

 Развитие теории объектных отношений

В современном психоанализе объектные отношения характеризуются не только как взаимосвязи между субъектом и объектами, но и как взаимозависимость. Не только субъект проецирует свои желания и фантазии на те или иные объекты, но и они оказывают влияние на его поведение и деятельность. Проецируемые и интроецируемые объекты могут обретать самые разнообразные характеристики и превращения, выступая в роли, например, преследователя или благодетеля субъекта. При этом первый будет восприниматься как плохой объект, ненавидимый, злонамеренный или внушающий страх, а второй — как хороший объект, удовлетворяющий желания и потребности субъекта. Он и становится хорошим или даже любимым исключительно за его способность удовлетворять потребности субъекта.

Говоря о связи теории влечений и теории объектных отношений, необходимо отметить, что основными компонентами влечения (по Фрейду) являются источник, объект и цель. Источник в классическом психоанализе соотносился с телесными функциями и потребностями субъекта, в том числе пищевыми, сексуальными и т.д., а целью являлось удовлетворение влечения.

Например, на оральной стадии развития основным вариантом взаимодействия субъекта с частичным объектом (материнской грудью) является поглощение (молока). Однако в последующем это влечение к поглощению трансформируется в психический механизм инкорпорации (который аналогичен поглощению). Это позволяет сделать вывод, что влечение является чрезвычайно пластичным психическим образованием, а объект отчасти является случайным. Поясним этот тезис: например, неодушевленные объекты, предназначенные для поглощения (пища), относительно легко взаимозаменяемы; их значимость определяется только одним — их можно съесть. В другом случае, когда объект предельно идеализирован и индивидуализирован (как при зрелой влюбленности), он становится единственным, который может принести удовлетворение, хотя и замена его возможна, если она обладает теми или иными качествами оригинала. С точки зрения последнего тезиса становится более понятным известное выражение Фрейда о том, что объект есть самый переменчивый момент влечения, а найти объект это значит найти его заново. Сублимация является еще одним примером пластичности влечений, когда, например, сексуальное удовлетворение перестает быть целью, а энергия либидо смещается на некие социально значимые варианты деятельности. Отчасти это дополняет идею о некой самостоятельной жизни влечений. Несмотря на это, у каждого субъекта (в связи с его индивидуальным опытом и историей его развития) могут формироваться концепции типичного объекта для каждого вида отношений, например любовных, сексуальных, дружеских и т.д., а также типичные варианты защитных механизмов (активизирующихся при отношениях с плохими объектами).

Начинающие аналитики иногда склонны анализировать только реальные объектные отношений своих пациентов, т.е. субъекта и его ближайшее окружение. Однако это позволяет вскрыть только часть его проблем и конфликтов, поэтому в равной степени следует уделять внимание объектным отношениям с внутренними (инкорпорированными) и фантазийными объектами пациента, которые нередко определяют восприятие реальности и взаимодействие с ней в гораздо большей степени, нежели лежащие на поверхности обычные межличностные контакты.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн (1882—1960) — британский психоаналитик австрийского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической психотерапии и теории объектных отношений. Занималась изучением деструктивных импульсов (зависти, жадности, ненависти), ввела понятия параноидно-шизоидной и депрессивной позиции в развитии младенца. Основные работы: «Детский психоанализ» (1932), «Развитие в психоанализе» (1952), «Зависть и благодарность» (1957).

Современная теория объектных отношений основана на наблюдениях за самыми ранними взаимодействиями в диаде «ребенок — родитель». Эти наблюдения были начаты английскими психоаналитиками. Ведущую роль здесь сыграли работы Мелани Кляйн и ее последователей. Ее главной заслугой является разработка концепции развития межличностных отношений у очень маленьких детей. Мелани Кляйн определила отношения младенца с матерью и другими людьми ближайшего окружения как главное условие и источник развития его личности. По гипотезе Кляйн, в любое влечение почти генетически включено некое первичное представление об объекте, в том числе проявляющееся у ребенка на довербальном уровне в очень ранних и примитивных бессознательных фантазиях. Фантазмиче-ская деятельность, таким образом, уже с самого начала присуща ребенку.

Анна Фрейд

Анна Фрейд (1895—1982) — британский психолог и психоаналитик австрийского происхождения, дочь Зигмунда Фрейда, пионер детского психоанализа. Занималась изучением защитных механизмов и роли Эго в их работе. Одна из основоположников Эго-психологии. Основные работы: «Введение в технику детского психоанализа» (1926), «Психология Я и защитные механизмы» (1936).

Большой вклад в исследование объектных отношений принадлежал Эго-психологам, в частности, представителям школы Анны Фрейд, которая одной из первых отказалась от идеи главенства сексуальных и агрессивных влечений и предложила новую структурную теорию психики с ведущей ролью Эго. В ее структурной модели Эго рассматривается как психическая инстанция, отвечающая за переработку конфликтов. Анализ Эго стал важным шагом к пониманию роли внешних объектов в формировании личности, в частности, Анна Фрейд описывала развитие личности как эволюцию Эго во взаимодействии с объектами (вначале из семейного, а затем — из широкого социального окружения). В рамках этого направления задача психоанализа была определена как исследование содержания, границ и функций Эго, и изучение истории его зависимости от внешнего мира, Супер-Эго и Ид. Анализ Эго как инстанции, непосредственно взаимодействующей с объектами, вплотную подводил ученых к проблеме объектных отношений.

Микаэл Балинт

Микаэл Балинт (1896—1970) — британский психоаналитик и психиатр венгерского происхождения. Занимался изучением взаимоотношений матери и младенца, ввел термины «первичная любовь» и «базисный дефект». Основатель так называемых «ба-линтовских групп», групповых психодинамических тренингов для врачей общей практики. Основные работы: «Первичная любовь и психоаналитическая техника» (1952), «Врач, его пациент и болезнь» (1957), «Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии» (1967).

Позднее Микаэл Балинт сформулировал теорию психогенеза психических расстройств и методику их терапии, основанную на концепции «базисного дефекта». Термин« базисный дефек»был использован Балинтом для описания особенностей определенного типа пациентов, все развитие которых, начиная с самых ранних стадий, протекало в абсолютно неприемлемых условиях (было «исковерканным»). Пациенты с глубокими личностными нарушениями, отмечал автор, вместо типичного для других конфликта демонстрируют область «некоего изъяна» или дефицита нормально функционирующих психических структур. В результате отсутствия адекватного материнского ухода и чувства безопасности в раннем детстве у человека может развиваться базисное недоверие ко всему миру (в отличие от нормального базисного доверия, формирующегося достаточно хорошей матерью), которое в целом напоминает состояние параноидной тревоги. При этом влияние такого дефицита («базисного дефекта») может распространяться на всю психическую структуру и все отношения индивида. Базисный дефект является одним из стабильных условий формирования тяжелых психических нарушений — от неврозов и психосоматических расстройств до психозов. Истоки дефицитарности принадлежат области наиболее ранних взаимоотношений матери и ребенка. По Балинту, преодоление базисного дефекта пациентом возможно только в том случае, если в процессе терапии пациенту будет позволено регрессировать до состояния оральной стадии и оральной зависимости от аналитика и пережить« новое », чтобы затем (в процессе терапии) дефицитарность его психики была преодолена и компенсирована.

Маргарет Малер и Рене Шпиц

Маргарет Шенбергер Малер (1897—1985) — венгерский врач и психоаналитик, создатель теории сепарации-индиви-дуации. Изучала процесс формирования внутрипсихических структур в контексте отношений матери и младенца и фазы психического развития. Основная работа: «Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация» (1975).

В рамках краткого изложения теории объектных отношений нельзя не упомянуть вклад Маргарет Малер, которая сформулировала концепцию доэдиповых объектных отношений. В основу этой концепции было положено многолетнее изучение детей до трехлетнего возраста и наблюдение за эволюцией их взаимодействий с объектами (матерью, другими людьми и сверстниками) в игровой обстановке. При этом было установлено, что именно в первые три года жизни ребенок во взаимодействии с матерью постепенно формирует ее целостную психическую репрезентацию и — уже как следствие этого — стабильную самость (образ себя). Эволюционирующие репрезентации самости и внешнего объекта (Я и не-Я) играют ведущую роль в структурировании и функционировании Эго и Супер-Эго. Этот процесс получил у Малер название ции-индивидуации». Под сепарацией в данном случае понимается поэтапное отделение от репрезентации объекта (матери); а под индивидуа-цией — построение собственной уникальной идентичности (образа себя) и осознание своих индивидуальных характеристик.

Рене Арпад Шпиц (1887—1974) — американский психо-аналитик австрийского происхождения, пионер исследовательского наблюдения за младенцами, направленного на улучшение понимания ранних объектных отношений. Ввел понятия анаклитической депрессии и госпитализма. Основная работа: «Первый год жизни: Естественная история отношений матери и ребенка на первом году жизни» (1965).

С точки зрения других авторов, новорожденный младенец — это то, из чего лишь впоследствии, в ходе созревания, развития и взаимодействия с объектами выделятся различные психические структуры (Я и Сверх-Я). Исходно в его внутреннем мире отсутствуют какие-либо объекты и коммуникации с ними. Им лишь предстоит появиться в течение первого года жизни, к концу которого устанавливается, согласно терминологии Рене Шпица,«    либидинозный объект»— устойчивый объект любви и привязанности. Существенную роль при этом играют различные нарушения детско-материнских отношений и материнские личностные дефекты. Отношения матери и младенца могут быть неудовлетворительными в силу своей неадекватности или недостаточности. В одном случае имеет место отвержение ребенка матерью, негативизм, тревожное попустительство, враждебность (к нежелательному ребенку), на сознательном уровне нередко компенсируемые чрезмерной заботой и т.д.; в другом — формируется эмоциональная депривация. Следствия таких нарушений в отношениях могут проявляться в самом широком диапазоне психических расстройств: от комы новорожденных до анаклитической депрессии, то есть депрессии покинутости.

Джон Боулби

Развивая теорию объектных отношений, Джон Боулби разработал в 1962 г. теорию привязанности, которая описывает динамику становления и развития долговременных отношений между людьми. Ключевое положение этой концепции состоит в том, что для нормального психического развития ребенку необходимо, чтобы рядом был хотя бы один человек, который бы заботился о нем и воспитывал его, и с которым у него сформировались бы устойчивые взаимоотношения. То есть, эта концепция объясняет, как взаимодействие родителей с ребенком влияет на развитие последнего.

Теория привязанности является междисциплинарной и базируется на ключевых положениях психологии, теории эволюции и этологии (науки о генетически заданном поведении животных). Ее основой послужил синдром лишения матери, впервые описанный Боулби в докладе, подготовленном после Второй мировой войны по предложению ООН в связи с проблемами бездомных и осиротевших детей. В соответствии с обоснованной и позднее общепризнанной концепцией Боулби дети привязываются к тем людям, которые чувствительны к их запросам и отзывчивы при социальном взаимодействии с ними, а также выполняют роль воспитателя, прежде всего — в период от 6 месяцев до двухлетнего возраста ребенка. Когда дети начинают ползать и ходить, они стремятся использовать свои объекты привязанности как гарантов безопасности — «надежную базу», от которой они отталкиваются в изучение мира, но к которой они всегда могут вернуться. Поэтому ребенок в раннем возрасте удаляется от объекта привязанности лишь на то расстояние, которое позволяет сохранять зрительный контакт с объектом привязанности.

Джон Боулби (1907—1990) — британский психолог, психиатр и психоаналитик, специалист в области психологии развития, психологии семьи, основоположник теории привязанности. Исследовал влияние разлуки с матерью на развитие ребенка, взаимосвязь отсутствия материнской любви и психопатологических отклонений, изучал фазы протеста, отчаяния и отторжения в психическом развитии. Основные работы:

«Привязанность» (1969), «Создание и разрушение эмоциональных связей» (1979).

Именно отношение родителей (или тех, кто принимает их воспитательные функции) приводит к формированию того или иного типа привязанностей, которые, в свою очередь, определяют специфику восприятия всего окружающего мира, особенности эмоционального реагирования, мысли и ожидания индивида во всех последующих отношениях. Временное прерывание контакта с объектом привязанности вызывает у ребенка беспокойство и сепарационную тревогу, а утрата объекта может провоцировать длительную скорбь. Эти стратегии, скорее всего, являются генетически заданными, так как способствуют выживанию ребенка, который в этот период не приспособлен к самостоятельной жизни.

Эрик Эриксон

Эрик Эриксон дополнил теорию объектных отношений концепцией идентичности. Понятием « идентичность» описывается сумма всего, что делает человека личностью неизменной и относительно стабильной во времени, пространстве и обществе. Она формируется в результате взаимодействия психобиологических данных и влечений с одной стороны и внешних объектов — с другой. Эти два фактора, действуя одновременно, принуждают человека принимать либо отвергать отведенную ему природой и социумом роль. Естественно, что в этом процессе неизбежны ролевые и идентификационные конфликты. Концепция Эриксона не только принимает во внимание среднеожидаемую реакцию социальной среды (с учетом, например, специфики ближайшего окружения, внешних, физических и интеллектуальных данных личности), но и учитывает господствующий общественно-экономический строй, возможности социального самоопределения и т.д.

Эрик Хомбургер Эриксон (1902—1994) — американский психолог и психоаналитик немецкого происхождения, автор теории стадий психосоциального развития, один из основоположников Эго-психологии. Автор термина «кризис идентичности». Основные работы: «Детство и общество» (1950), «Идентичность и жизненный цикл» (1959).

Если Фрейд рассматривал ребенка как монаду, а аналитики 1930— 1940-х гг. — как составную часть диады, то к концу XX в. установилась тенденция к исследованию личностного развития в широком социальном контексте. При неизменной (главенствующей) роли взаимодействия матери и ребенка теория объектных отношений включила в себя факторы конкретной культуры и общественных институтов. Теоретические акценты сместились с инстинктов и влечений на отношения, рассматриваемые в качестве основного фундамента интрапсихических структур и важнейшего фактора их развития. Стало общепризнанным, что именно психосоциальные факторы лежат в основе большинства форм тяжелых психических расстройств, включая пограничную психопатологию и шизофрению, алкоголизм, наркоманию и делинквентное поведение.

Ключевые слова: Психоанализ, Фрейд
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Классический психоанализ
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда
...
Основные концепции психоанализа Зигмунда Фрейда
Змановская Е.В., Современный психоанализ
Психоаналитическая школа в культурологии
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Философия психоанализа З. Фрейда
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Жизнь и деятельность Зигмунда Фрейда
Психоанализ : учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Метапсихология З. Фрейда
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Психоанализ депрессий по Фрейду
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Оставить комментарий