Восприятие произведения искусства - это всегда диалог, а не коммуникация. Если в процессе коммуникации информация движется однонаправленно от автора к зрителю, то в диалоге обе стороны участвуют в обмене идеями.
Художественный диалог - отношения, возникающие между участниками в процессе художественного сотворчества и художественного восприятия, своеобразный диалог, в котором передается художественная информация. При этом произведение искусства становится посредником между автором и зрителем, одновременно являющимся соавтором.
Художественное общение может быть «непосредственным»: когда автор и зритель «общаются» напрямую, а время создания и восприятия произведения совпадают. Например, театр является искусством, которое творится только на глазах зрителя, которое ежесекундно зависит от настроения актеров и сиюминутной реакции зрителей, что и обеспечивает «непосредственность» художественного общения.
Но также художественное общение может быть более опосредованно: автора и зрителя разделяет время и пространство. Например, как бы нам, живущим в XXI в., ни хотелось пообщаться с великим безумцем Винсентом Ван Гогом - это невозможно!
Как можно заметить, художественное общение определяется не только временем и пространством, но и спецификой различных видов искусства, каждый из которых подразумевает свой язык, свой способ организации диалога и пространства.
В рамках таких видов искусства, как архитектура, скульптура, кинематограф, живопись, художественный образ жестко фиксируется в материале. И здесь можно наблюдать как плюсы, так и минусы привязанности к материалу. С одной стороны, чем более произведение искусства зависит от материала, тем менее оно изменяется. Невозможно предложить режиссеру Андрею Тарковскому изменить что-то в его фильме, поспорить с ним не только потому, что этого режиссера уже нет в живых, но и потому, что фильм уже был смонтирован и озвучен. Также мы не можем потребовать изменить пропорции фигуры Венеры Милосской «в связи с изменившимися эталонами красоты женского тела» - это было бы абсурдно. Но с другой стороны, разрушение материала приводит к гибели и самого художественного образа. Сколько мировая культура насчитывает невозвратных потерь: картин, погибших в военных конфликтах и от рук психически ненормальных людей, разрушенных храмов, уничтоженных скульптур. В этом смысле фраза «Рукописи не горят!» становится очень условной.
Есть произведения искусства, у которых привязанность к конкретному материалу практически сведена до минимума, они могут меняться в зависимости от зрителя. Так, например, вложить новый смысл в пьесу «Гамлета» Шекспира возможно, и, как правило, каждый режиссер, когда-либо бравшийся за постановку этой пьесы, выражал современные и актуальные для него, его времени и страны идеи. Он мог переодевать Гамлета в джинсы, заставлять его играть на саксофоне, но при этом ни одна строчка шекспировского текста им не менялась. Как пьеса «Гамлет» может существовать в виде письменного или устного текста, воплощенного в спектакле или фильме.
Одним из самых «нематериальных» видов искусств является музыка. Звук прозвучал и его уже нет! Поэтому музыка, не переложенная на ноты, может и не сохраняться во времени. Но у нее есть преимущества по сравнению с той же скульптурой. Так, скульптор в материале раз и навсегда фиксирует собственную трактовку образа. Зритель, созерцающий эту скульптуру, сталкивается с готовым зримым образом, и его фантазия оказывается подчиненной видению скульптора. Однако вернемся к рассмотрению специфики художественного диалога. Схематично его можно представить следующим образом:
Художественный образ, запечатленный в произведении, является как бы авторским высказыванием, предназначенным зрителю. В межличностном общении зачастую возникает проблема непонимания. Другого: хотя люди находятся рядом и имеют все условия для того, чтобы понять друг друга, понимание все-таки может и не возникнуть. В условиях художественного диалога Зритель может попробовать понять Автора только через оставленное им произведение, поэтому путь к пониманию усложняется.
Итак, индивидуальное авторское видение может не совпадать с нашим видением мира, тем привлекательнее для нас искусство. В свою очередь художественная культура как раз и помогает человеку научиться понимать различные языки искусства. Накапливая опыт общения с искусством, человек постепенно овладевает языком цвета, линий, музыки, жестов и так далее, что помогает ему глубже воспринимать новые произведения искусства. Поэтому можно научиться музыкальному языку и языку абстрактной живописи, а также процессу восприятия любого авторского языка. Овладевая художественными языками, человек выходит на путь взаимопонимания, а не отгораживания от других людей, а следовательно, его бытие в культуре становится разнообразнее, а самореализация - многограннее.
В рамках художественной культуры человек овладевает различными приемами художественного общения. И одновременно у него формируется потребность в художественном общении, своеобразная привычка, которая закладывает мотив общения. Мотивом может быть желание пережить какие-либо эмоции: в результате реализации этого желания у человека появляются «привязанности», предпочтения в искусстве. Мотивом может быть не только желание получить что-то (эмоции, новые идеи), но и стремление выразить себя, создав какой-либо художественный объект с воплощенными в нем идеями или чувствами, и таким образом зафиксировать себя в культуре. Оба описанных мотива являются актуализирующими творческий потенциал, заложенный в каждой личности, установку на общение, которая складывается до начала художественного контакта. В процессе художественного диалога установка может сыграть положительную роль, настроив зрителя на определенный художественный язык и способ общения, но может и помешать. Достаточно представить такую условную ситуацию: пожилая любительница классической музыки отправляется на концерт, в программе которого обещано исполнение сочинений Вагнера. Но случайно она попадает на концерт группы «Неприкасаемые». Возможно, если бы она была подготовлена к такому изменению, то смогла бы воспринять и эту музыку, но из-за определенной установки на Вагнера наша героиня скорее всего будет шокирована; коммуникативные навыки, которые основываются на овладении языками искусства: умении использовать язык в зависимости от жанра и вида искусства - понимание авторской мотивировки; гибкость сознания и художественная память; формирование ценностно-смыслового отношения к произведению искусства; способность установить общность своего духовного мира и мира автора.
Таким образом, чем выше уровень художественной культуры, тем более личность оказывается способной к творческой и сотворческой деятельности, тем более становится открытой для диалога с миром другого человека, выраженного в художественном произведении, и тем более разнообразной становится жизнь человека. На основе вышеизложенного необходимо определить функции искусства в жизни человека и процессе существования культуры в целом.