Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Функция искусства

Человек отличается от животного прежде всего трудовой деятельностью. Если животное может только потреблять готовое, данное ему окружающим миром, пусть даже для этого требуется много хитрости и ловкости, то человек способен производить, т. е. создавать то, что в природе в готовом виде не существует. Однако человек отличается от животного не только этим. Человека делает Человеком наличие системы ценностей. Без ценностей не может прожить ни один человек. Под ценностями можно понимать элементы духовного и материального мира, имеющие большое смысловое значение для человека. С этой позиции даже самый простой с точки зрения обыденного сознания предмет может представлять великую ценность для человека. Так, старое прожженное боевое знамя подразделения – это не кусок грязной ткани, а символ мужества и боевой доблести. Неслучайно военная традиция всегда предписывала хранить знамя как боевой символ. В случае потери знамени воинское соединение подлежит расформированию. Также большую смысловую нагрузку могут нести и другие вещи. Так, старая чашка, любовно хранящаяся в семье, может быть символом детства, домашнего уюта, памяти кого-то близких.

Важнейшими для человека являются эстетические ценности. Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в глубокой древности человек, изготавливая вещи, пытался не только сделать их функционально удобными, надежными, но и украсить доступными ему способами. Так, уже в эпоху железной эры человек прикладывал к сырым глиняным горшкам кусок ткани, чтобы ее фактура отпечаталась на глине. Многие украшения, рисунки на одежде, посуде имели двоякий смысл: с одной стороны, они играли роль оберегов, с другой – украшали сам предмет или его владельца. Многие обереги трансформировались в традиционные современные украшения. Гардероб современной женщины трудно представить без бус, кулонов, сережек. Когда-то для первобытной красавицы эти украшения играли роль оберегов, но даже тогда человек уже обладал потребностью испытывать эстетическое удовольствие, выделял такие основные эстетические категории, как красивое и некрасивое. Эта потребность является неотъемлемой чертой человеческой психологии. Способность чувствовать красоту, наслаждаться ею свойственна именно человеку. Для домашней кошки, которая пристроилась поспать на беспечно забытом на диване свитере хозяина, не имеет значения красота этого элемента одежды. Ее привлекают другие достоинства вещи: он мягкий, теплый и пахнет хозяином. В поведении животных мы можем выделить только небольшие элементы, отдаленно напоминающие эстетические реакции человека. Однако они также подчинены практической задачей: как правило, яркая и красивая расцветка предназначена для привлечения полового партнера. Эстетическая реакция животных возможна при строго определенном наборе раздражителей: самку павлина привлекает распушенный хвост самца, но ее оставляет равнодушным не менее изящный хвост фазана.

Человеческое чувство красоты отличается большим диапазоном эмоциональных оттенков. Оно формировалось и развивалось на протяжении многих тысячелетий. Сопровождая повседневную жизнь человека, его производственную деятельность, оно вылилось в особый вид деятельности – искусство. Именно соприкосновение с искусством олицетворяет для человека соприкосновение с эстетическими ценностями. Искусство вместе с трудом создало человека. И подобно труду, оно остается условием и средством его существования и совершенствования на протяжении всей истории человечества. Отношение к искусству как лишь необязательному добавлению к более насущным жизненным благам – опасно! Если бы люди перестали заниматься искусством, это грозило бы возвратом к животному образу жизни. Зачем нужны материальные блага, если человек, словно животное, становится их бездуховным потребителем? В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Их уделом становится биологическое существование, погоня за примитивными чувственными удовольствиями. История свидетельствует, что в самые тяжелые времена в народе не исчезает стремление к художественному творчеству. Это дает ему силы сохранять и совершенствовать человеческий образ жизни. Если же государство считает «излишней роскошью» поддерживать развитие искусства, то образуется культурный вакуум, заполняемый ростом пьянства, наркомании, преступности и бандитизма.

Укажем несколько функций, которые выполняет искусство и ради которых люди к нему обращаются.

Рекреативная функция . Самый простой и наименее требовательный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения, средством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудовой жизни. Причем эту функцию выполняет как искусство легкое для восприятия, так и искусство более сложное, например классическая музыка. Нельзя сказать, что эта функция не важна. Наоборот, ее значение трудно переоценить. Жизнь любого человека связана с напряжением, физическими и эмоциональными нагрузками. Обращение к искусству позволяет человеку расслабиться, снять это напряжение. Многие профессии отличаются особой эмоциональной затратностью. Например, врачи, учителя, журналисты, юристы ежедневно сталкиваются с проблемами других людей, тратят много душевных сил. Представьте себе состояние следователя, которому пришлось выезжать на убийство, осматривать место происшествия, беседовать с родственниками погибшего! Ему необходим способ снятия этого эмоционального напряжения. Обращение к искусству (чтение художественной литературы, посещение кинотеатра) позволяет отвлечься. Любой педагог каждый день пропускает через себя проблемы других людей (взрослых и детей). Он тоже нуждается в снятии психологического напряжения, иначе его ждет истощение нервной системы.

Часто отмечают эстетико-эмоциональную функцию  искусства, т. е. люди обращаются к произведениям искусства, например, идут на концерт, именно с целью получения эстетического наслаждения. Также человек ставит на шкаф красивую вазу именно затем, чтобы ей любоваться. В эту вазу, может быть, никогда не поставят цветов, т. е. не используют по прямому назначению. Однако она нужна человеку, чтобы украсить его интерьер. Эта функция по своей сути очень близка рекреационной функции. Получая эстетическое удовольствие, люди отвлекаются от повседневных забот, отдыхают, получают эмоциональную разрядку.

Воспитательная функция . Искусство выступает как средство воспитания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни». Конечно, вряд ли человек, собираясь в кино или на спектакль, выбирая книгу для чтения, настраивается: «Сейчас я буду воспитываться». Он собирается именно отдыхать, получать эстетическое удовольствие. Однако во время просмотра фильма, спектакля, чтения книги люди видят героев с их поступками, мыслями. Многие из этих поступков и мыслей достойны подражания. Восхищаясь поведением героев, многие зрители или читатели хотят подражать им, копируя желательные образцы поведения. Так, многие подростки, читая приключенческие романы Дюма и Вальтера Скотта, потом не просто играли в благородных рыцарей или мушкетеров, но старались подражать в своем поведении рыцарскому кодексу чести: быть верным долгу, выручать товарищей, помогать им, служить своей стране. В этом плане очень верно сказал поэт Владимир Высоцкий: «Если в жарком бою испытал, что почем, / Значит, нужные книги ты в детстве читал».

Можно привести массу примеров, когда произведения искусства действительно выполняли важную воспитательную функцию, подвигая людей на позитивную общественную деятельность. Так, опубликование в 1940 г. повести Гайдара «Тимур и его команда» стало толчком к началу тимуровского движения. Мальчишки и девчонки по всей стране добровольно начинали помогать старшим. Нередко чтение книги или просмотр фильма становится решающим моментом в выборе профессии, и этот выбор продиктован именно стремлением помогать, служить людям. После показа фильма «Доживем до понедельника» конкурс в педагогические вузы вырос значительно, а после демонстрации фильма «В зоне особого внимания» про учения десантных войск конкурс в Рязанское десантное училище вырос в шесть раз.

Идеологическая функция . Возможность использовать искусство в идеологической борьбе обусловлена тем, что в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на общественную жизнь. Художники, занимающие активную общественную позицию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социально-политические симпатии и антипатии.

Стремление поставить искусство на службу власть имущим – давняя тенденция. Уже в древних государствах знать содержала поэтов, художников, музыкантов, которые должны были прославлять своих господ. В. И. Ленин в статье «Партийная организация и партийная литература» (1905 г.) провозгласил принцип «партийности искусства». В СССР коммунистическая партия осуществляла руководство искусством; официально признанным и обязательным для советского искусства был метод «социалистического реализма», а всякие попытки отступления от «линии партии» сурово карались. В современные дни, когда провозглашен политический плюрализм, эта функция искусства проявляется не так ярко, но нельзя говорить о ее исчезновении. Во многих современных произведениях также отражается та или иная позиции партии, власти, социальной группы.

Познавательная функция . Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают исторические события, портреты выдающихся деятелей, национальные особенности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, национальный колорит культуры. Читая исторические повести и романы, можно почерпнуть массу впечатлений, которых не даст изучение исторических документов. Неслучайно выделяют такой вид познания, как художественное познание.

Художники нередко оказываются провидцами: они каким-то неведомым путем предугадывают будущее. Художественное предвидение подчас опережает науку и оправдывается даже вопреки научным представлениям современников. Многие идеи, развитые писателями-фантастами, впоследствии воплощаются в действительность. Исследователи творчества Жюля Верна насчитали в его романах 108 научно-технических идей. Из них ныне осуществлены 98. У Герберта Уэллса из 86 идей сейчас реализованы 77, у Александра Беляева из 50 – 47. Уэллс в романе «Машина времени», написанном в 1895 г., за 10 лет до появления первой статьи Эйнштейна с изложением основ теории относительности, высказал мысль об относительности времени.

Однако человек соприкасается с эстетическими ценностями, не только когда обращается к произведениям искусства. Для человека свойственно видеть и создавать красоту окружающего повседневного мира. В повседневной жизни ему свойственно выделять красоту происходящих событий. Так, он способен через призму «красивого/некрасивого» оценивать окружающий мир, любоваться явлениями природы, повседневными вещами. Буйство красок увядающей природы осенью, нежность заката солнца, красота гор – все это будет в человеке эстетические эмоции. Человек испытывает потребность ощущать их снова и снова. Поэтому многие едут в осенний лес или поднимаются в горы с целью получить именно эстетическое наслаждение. Однако для человека свойственно и создавать красоту. Рутинная, повседневная жизнь человека также может быть наполнена эстетическими эмоциями. Что может быть источником эстетического удовольствия в повседневной жизни?

Прежде всего, сам внешний вид человека. Его красивая элегантная одежда, красивая прическа доставит удовольствие и ему самому, и окружающим. Представители многих профессий при выборе своей одежды вынуждены подчиняться установленным правилам. Журналист, адвокат, учитель не могут позволить себе прийти на работу в пляжной одежде даже в самую сильную жару. Они должны соответствовать своей социальной роли. Однако, как бы ни были строги правила дресс-кода, они предполагают элегантность и красоту внешнего вида. Можно много рассуждать, какой должна быть форменная одежда школьника или внешний вид учителя, но бесспорно следующее: кроме того что эта одежда должна быть не вызывающей, удобной, она обязательно должна быть красивой. При этом ошибочно считать, что дресс-код допускает только темные цвета, предполагает отсутствие украшения и макияжа. Это вопрос меры.

Также источником эстетического удовольствия может быть и внешний вид помещения, в котором человек живет и работает. С древности человек стремился сделать свое жилье не только безопасным и теплым, но и красивым. Опять же обстановка даже в самых серьезных учреждениях может и должна восприниматься через призму эстетической ценности.

Такая повседневная вещь, как еда, тоже может быть источником эстетического удовольствия. Красивая сервировка дополнит впечатление от качества самой пищи.

Любому человеку надо стремиться, с одной стороны, видеть красоту окружающего мира, замечать то красивое, что есть вокруг него: в городе, живой природе, на улице. С другой стороны, ему надо стремиться создавать красоту вокруг себя в самых повседневных делах.

Сложным является вопрос, почему те или иные вещи, явления воспринимаются как красивые или, наоборот, некрасивые. С одной стороны, степень свободы эстетического выбора необычайно широка. То, что может вызвать восхищение у одного человека, у другого, наоборот, вызывает отторжение. Неслучайно творчество многих художников становилось объектом бесконечных споров и дискуссий. Не были сразу поняты и оценены картины Клода Монэ, Ван Гога. С другой стороны, бесспорно, в обществе существуют сложившиеся критерии красоты, т. е. многие вещи однозначно большинством признаются красивыми. По одной из версий, на восприятие и оценку вещей или явлений через эстетические категории влияет генетическая память об особенности быта, традиций того или иного народа[1]. Так, семенящая походка в странах Древнего Востока считалась красивой, так как позволить себе ходить таким шагом могли только обеспеченные женщины. Бледный цвет лица, который очень ценился у представительниц привилегированных сословий, также был символом возможности не работать на солнце. Большой бюст и широкие бедра у женщины подсознательно вызывают ассоциацию с ее возможностью рожать и вскармливать грудью. В этом плане восприятие оценки и красоты во многом является важнейшим элементом социокультурной характеристики того или иного общества. Так, современный житель Токио, облаченный в европейский костюм, всегда будет воспринимать вазу, поставленную строго посередине стола, как элемент эстетической дисгармонии. Традиции японской культуры сформировали представление об ассиметрии как идеале красоты.

[1] См.: Кузнецова Т. В.  Об эстетическом // Философия и общество. 2008. №1.

Ключевые слова: искусство, Человек
Источник: Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Периодизация личностного развития человека
...
Строение деятельности человека
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Методологические основы изучения человека
Маклаков А. Г. - Общая психология
Философский анализ феномена человека
Хмелевская С.А., Философия
Язык искусства
Семиотика
Человек, индивид, индивидуальность, личность
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Место человека во вселенной
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа
Человек как субъект жизни
Крылов А.А., Психология
Оставить комментарий