Первый способ классификации подразделяет искусства на два больших рода — изящные (свободные, фундаментальные) и прикладные (практические, сервисные).
Второй способ делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Поскольку живопись, скульптура, архитектура, дизайн воспринимаются глазами, их называют визуальными видами. Музыка воздействует на органы слуха, поэтому ее можно было бы отнести к аудиторным видам (auditory — слуховой), но данный термин в отечественном искусствознании еще не принят. Литературу относят к визуальным и аудиторным видам, поскольку, читая про себя книгу, вы пользуетесь словами, а пересказывая ее вслух, обращаетесь к аудитории. Сразу к двум видам чувств обращены такие прикладные искусства, как дизайн техники или мебели (осязание и зрение), кулинарное искусство и дегустация (вкус и запах).
Третий способ классификации делит все искусства на одно- и многосоставные. Живопись, скульптура, музыка и литература — односоставные виды. Архитектура, опера и танцы — многосоставные виды. Например, в опере используются хореография, музыка и словесный текст. Стало быть, оперному артисту приходится сложнее всех, поскольку надо обладать талантом и квалификацией не в одном, а в нескольких видах искусства уметь петь, танцевать и разбираться в музыке. К тому же, ему необходимо быть драматическим артистом. В опере также используются элементы дизайна — декорации и костюмы.
Искусство и подражание. Если рассматривать четыре составные части духовной сферы общества, то окажется, что искусство находится в исключительном положении, и вот почему. Наука не подражает природе, т. е. не имитирует, она ее познает с помощью искусственно созданных абстрактных символов. Религия также не имитирует ее. Не подражает ей и образование, ибо у него совсем иная цель.
Только искусство имитирует окружающую природу и человека в том числе. Таково его предназначение.
Однако имитация далека от того механического копирования реальности, какое мы наблюдаем на фотографии. Подражая природе, отражая ее, художник оставляет одно и отбрасывает другое, преувеличивает, переставляет, добавляет от себя, находит скрытый смысл. Иными словами, он творчески преображает окружающий мир.
Только в XX веке искусство отступает от своего первоначального принципа. Теперь оно не подражает, а разбирает природу на части, атомы, элементы, формы, составляя из них новые комбинации. Кубизм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, авангардизм, нонобъективизм, поп-арт порывают с реальностью. Лозунгом стало «искусство для искусства», или чистое искусство, задачей которого является формотворчество. Его так и называют — формальным, в противоположность содержательному искусству классического периода. А еще беспредметным, так как реальные предметы: люди, деревья, здания, животные — исчезли. Теперь художник рисовал не то, что видел, а то, что знал и о чем мыслил. Он почти приблизился к ученому, изображая реальность с помощью абстрактных символов и знаков. Но не открывал объективные законы вселенной, а придумывал их сам, следуя своей внутренней логике. Посетителя художественной галереи приглашали не в зрители, а в соавторы: он должен был домысливать, додумывать изображенное на картине, вкладывая в него свой смысл, который мог расходиться с замыслом автора. Если раньше художники жаловались, что некоторые зрители не понимают изображенного на картине, то теперь они считают это в порядке вещей. Современные художники все больше выражают самих себя, а не отображают реальность. Они говорят, что искусство просто вернулось к своим корням: посмотрите наскальные изображения или средневековые иконы — большего абстракционизма или символизма вы не найдете! Критики возражают: пещерный человек и иконописец не ставили задачу исказить реальность — первый технически не умел передать реальные объекты, а второй изображал идеальную реальность, такую, какой она представлена в христианском учении. Изображения оленя на стене или Богоматери на иконе были очень понятны и близки зрителю, они вызывали поток приятных ощущений и романтических чувств. Они взывали к лучшим качествам человека.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Замысел художника конкретизируется в теме и сюжете, воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита) . Живопись бывает монохромной (одноцветной) и полихромной (многоцветной), она может быть однослойной и многослойной. Выразительность живописи определяется характером мазка и обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов.
Литература. Точного определения для термина «литература» в науке не существует. Это слово является комбинацией двух латинских — litteratus (выученный, изученный) и littera (буква алфавита). Оно относится к написанным произведениям, предназначенным для чтения. Но не все из того, что предназначено быть прочитанным, можно классифицировать как литературу. Такие произведения, как, например, сборники кулинарных рецептов, справочники по диетологии, дневники путешествий или реклама в журналах также предназначены для чтения, но не могут быть причислены к литературным произведениям.
Под литературой надо понимать только такие произведения письменности, которые имеют общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу («изящную словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Из эпохи античности до нас дошли записки врача Гиппократа, математические труды Евклида и Архимеда, философские работы Платона, Аристотеля и Марка Аврелия, исторические очерки Геродота, Полибия, Светония, Ливия и Тацита, размышления Сенеки, которые никак не отнесешь к художественной литературе. Это научные и философские трактаты. Мемуарную, эпистолярную и документальную литературу относят к видам письменных произведений, которые не принадлежат, а только смыкаются с художественной литературой.
Хотя литература относится к письменным формам человеческого творчества, она зародилась много позже самой письменности. Первые памятники письменности являли собой юридические, экономические и исторические документы, например известные всем законы Хамурапи.
Вначале то, что потом стало называться литературой, существовало в форме устного творчества — мифы, предания и легенды, написанные в стихотворной форме. Поэтический текст благодаря его ритмическим и интонационным характеристикам легче запомнить, чем пространные прозаические произведения. Поскольку в то время не было в достаточном количестве подходящего для записи материала (камень, папирус, береста), литературные памятники передавались от поколения к поколению в устной прозаической или песенной форме. Их литературная тематика даже в те далекие времена была достаточно разнообразной: песни о происхождении мира, восхваляющие богов, рассказы о любви, трагедии, эпические повествования о героях, жанр приключений, любовные истории, баллады о влюбленных, о войнах, походах, лирическая поэзия, народные сказания о добре и зле, басни, хвалебные песни, пословицы и загадки.
Устное народное творчество, из которого возникла профессиональная литература, стало собираться и записываться не ранее XIII века (скандинавские саги). Перенесенные на бумагу, эпос и героические сказания подарили миру такие шедевры, как «Сказание о Гильгамеше», «Илиада» Гомера и значительная часть Ветхого Завета. В Ветхом Завете содержится огромное количество древних традиций. Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества.
Древнейшие произведения писались в стихах, проза — относительно более поздняя область художественной литературы. Только в XVIII—XIX веках две области сравнялись по своему значению.
Поэзия в виде песен — самый ранний памятник литературной традиции, ставший в наши дни самостоятельным литературным жанром. Другие формы, такие, как драма и повествовательная проза, появились позже и получили наибольшее распространение у древних греков. Драматические трагедии Эсхила, Софокла и Эврипида, а также комедии Аристофана были написаны в стихотворной форме, но являлись определенной новацией в области стихосложения, поскольку представляли собой монументальные полотна с ярко выраженной социально-критической направленностью. Лирическая поэзия, подобно поэтической драме, блестяще развитая греками, положила начало новоевропейской художественной литературе.
Прозаическая или повествовательная художественная литература: романы, повести и короткие рассказы — является самым поздним жанром, возникшим уже в Новое время. Правда, у художественной прозы были античные предшественники. Первым художественным произведением, достойным называться романом, считается «Сатирикон» Петрония (I в. н. э.). Обычным для средневековья литературным жанром являлся пересказ героических легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.
Первым современным романом называют книгу Сервантеса «Дон Кихот» (начало XVI в.). Этот шедевр считается одним из величайших произведений мировой художественной прозы.
XIX столетие считается золотым веком романа. Именно тогда появились произведения Ч. Диккенса, В. Гюго, Л. Толстого и Ф. Достоевского. Эра классической прозы закончилась публикацией в 1922 году «Улисса» Дж. Джойса. Это произведение стало революцией в жанре романа. Автор оставил в стороне социальные темы, вернувшись к мифологическим сюжетам. Вторая половина XX века являет собой как бы творческую лабораторию, в которой создаются и распадаются новые жанры, виды, темы прозаической литературы. В качестве примера могут служить готические рассказы, романы, детективные истории, вестерны (ковбойские рассказы), «ужастики», исторические романы, военные повествования, шпионские рассказы (триллеры) и научная фантастика. Для XX столетия характерны связи художественной литературы с другими, преимущественно новыми видами искусства — кино, радио, телевидением.