Исходные посылки трансперсональной психологии

У истоков трансперсональной психологии были известные зарубежные психологи С. Гроф, А. Маслоу, К. Юнг.

Исходные посылки трансперсональной психологии:
- человек - существо космическое, имеющее доступ через бессознательное к информации, принадлежащей как космическому миру, так и человечеству планеты Земля;
- человек связан с психикой других лиц и с «мировым разумом», «коллективным бессознательным человечества»;
- сознание человека имеет большие потенциальные эволюционные возможности, пока еще скрытые от научной психологии, но проявляющиеся в телепатических явлениях, видении на расстоянии, предвидении будущего и т. д.

Особенности взглядов авторов заключались в следующем:
С. Гроф был убежден, что психика человека «сотрудничает» со Вселенной, а не только с теми явлениями окружающей среды, которые он непосредственно ощущает и воспринимает. Сознание не порождается тем, что мы сейчас называем центральной нервной системой.

Представители трансперсональной психологии говорят о двойственной природе человека:
- как материальный объект (в классическом представлении) человек обладает «хилотропическим» сознанием, действие которого не выходит за границы сенсорного восприятия окружающей среды;
- как поле сознания «холотропическогоь типа, действие которого простирается за пределы органов чувств.

Человек может проникнуть в сферу своего бессознательного, но для этого он должен преодолеть несколько областей своей психики:
- область сенсорных барьеров;
- область индивидуального, бессознательного;
- область перинатальных матриц;
- трансперсональную область.

А. Маслоу на основании изучения мистических («пиковых») переживаний людей предполагал, что:
- «пиковые переживания» - не психопатологические явления (как это трактуется классической психиатрией), не внепсихические феномены и тем более не явления (нижних) примитивных уровней психики человека, а психические процессы, относящиеся к запредельным (верхним) уровням;
- высшие уровни психики не порождаются низшими (инстинктами), они свойственны самой человеческой сущности и предопределяют трансперсональные связи человека.

К. Юнг утверждал, что человек бессознательно связан со всеми поколениями человечества через коллективное бессознательное, которое выполняет функцию неопознанного до сих пор общего информационного поля.

Ключевые слова: Маслоу, Юнг
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Материалы по теме
Архетип по Юнгу
Немов Р.С., Психология. В 2 частях
Индивидуация
Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия: Монография. - Новосибирск: Изд....
Культура по З. Фрейду и К. Г. Юнгу
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Философия К. Г. Юнга
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Гуманистический подход
...
Гуманистическая психология и психологическая структура личности
...
Понимание веры в аналитической традиции К.Г. Юнга
...
Основные идеи и особенности гуманистической психологии
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий