Философия К. Г. Юнга

Карл Густав Юнг (1875—1961 гг.) — другой выдающийся представитель психоанализа и ученик 3. Фрейда, швейцарский психиатр и психолог. Родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Окончил медицинский факультет Базельского университета. Около шести лет работал в психиатрической клинике, одно время тесно сотрудничал с 3. Фрейдом (1909—1913), был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. Совмещал лечебную практику с научной, а также с преподавательской деятельностью в высшей школе. В 1913 году разорвал связи со своим наставником 3. Фрейдом и создал собственную школу психоанализа, которая получила название аналитической, или комплексной, психологии. В 1935 году был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе, затем преподавал в Базеле.

Поводом к разрыву отношений между 3. Фрейдом и К. Г. Юнгом послужила отличная от учителя интерпретация Юнгом понятия либидо. Юнг сформулировал гипотезу, что сексуальное либидо — это только одна из форм «первичного» либидо, которое значительно шире, поскольку можно признать его тождественным с нерасчлененной психической энергией человека, являющейся чем-то вроде общей жизненной силы человека.

Подобно А. Адлеру, К. Юнг подчеркивал значение отношений между родителями и ребенком для развития его личности. Он утверждал, что на формирование личности ребенка имеют большое влияние напряженные отношения между родителями, например, их нервное состояние, несогласие между собой, скрытые формы беспокойства — все это сказывается на психике ребенка, формируя в ней бессознательно те самые психические состояния, которые были присущи его родителям.

Другой интересной идеей К. Юнга было учение о коллективном бессознательном. Согласно этой теории в содержание детства каждого человека входят воспоминания человеческого рода, а не только, как у Фрейда, воспоминания из собственной жизни личности. Юнг даже допускал, что в бессознательном человека сохраняются некоторые реликты животного прошлого человека.

По К. Юнгу, коллективное бессознательное — это «мудрость веков», которая встроена в психику каждой личности. Поэтому процесс самореализации личности человека и процесс психиатрической терапии основывается, по мнению К. Юнга, в значительной части на установлении контакта с ее коллективным бессознательным (интерпретации сознательной и бессознательной составляющих психики человека). Такая терапия может быть основана на интерпретации снов человека. Здесь возможны личностные интерпретации жизни человека, но и интерпретации опыта, добытого в ходе эволюции рода человеческого в течение многих столетий. Так, например, интерпретация сна человека о его отце может привести к открытию идеи отцовства вообще, т. е. к пониманию и осознания архетипа отца, который является элементом нашей культуры.

Архетип — это суммарный опыт многих поколений. Архетипы находят воплощение в мифах, сказаниях, былинах, традициях, религиях. Эти архетипы не вписываются в научное мировоззрение, более того наука и культура часто пытаются подавить архетипы. По мнению К. Юнга, именно это взаимоотношение между архетипами и наукой, культурой привело к кризису европейской культуры.

Трактовка К. Юнгом личного бессознательного отличается от понимания бессознательного его учителем 3. Фрейдом. Личное бессознательное, по К. Юнгу, это вытесненные из сферы сознания индивидуальные стремления человека. К. Юнг структурирует бессознательное на различные виды: выделяет групповое, национальное, расовое бессознательное; замечает, что у человека и животных существуют общие структуры бессознательного.

Коллективное бессознательное включает в себя множество архетипов. К. Юнг с помощью этого теоретического конструкта анализировал личность человека и создаваемую обществом культуру. Он считал, что архетипы — это общие для людей праформы, образцы, стабильные структуры, которые руководят поведением личности, определяют постоянные способы мышления и чувствования. Они создают определенные рамки как для мышления обыденного, так и научного и философского. Архетипы недоступны непосредственному познанию. Они проявляются в сознании посредством символов, содержащихся в мифах, верованиях, искусстве, в снах, фантазиях, мечтах личности.

Учение К. Юнга об архетипах оказало значительное влияние на многих мыслителей и художников, представителей искусства, религиоведения, теологии, философии, истории искусства и пр. К важнейшим работам К. Г. Юнга можно отнести: «Психология и религия», «Архетипы и символы».

К. Г. Юнг считал, что цель философии — помочь человеку расшифровать архетипы, т. е. высшие истины, зашифрованную историю человечества, понять их смысл, а через них понять себя и окружающую действительность.

Ключевые слова: Юнг, Психоанализ
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Психоанализ Карла Юнга
Деркача А.А., Социальная психология
Представления о культуре в психоанализе Фрейда
Монина Н.П., Культурология
История теории объектных отношений
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Современный психоанализ, его принципы и тенденции
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Основные позиции психоаналитической традиции 3. Фрейда в отношении религии
...
Свободные ассоциации
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Карен Хорни и неопсихоанализ
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий