Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия

Проблема экспериментального изучения неосознаваемого восприятия сводится к попыткам выявить пороговую разницу между двумя индикаторами: один из них - показатель осознания стимула; другой - подпорогового (по отношению к осознанию) эффекта этого стимула. Разница в пороговой величине этих двух индикаторов составляет область бессознательного или неосознаваемого, в пределах которой внешний стимул может вызвать вегетативные и биоэлектрические реакции, а также влиять на поведенческие и психические функции человека. Неосознаваемая зона, в пределах которой неощущаемые звуковые стимулы вызывают биоэлектрические или вегетативные реакции, была особенно четко выражена в исследованиях при патологии головного мозга. Например, у больных с воздушной контузией головного мозга кожно-гальваническая реакция (КГР> вызывалась звуками на 30 - 40 дБ ниже порога слышимости.

Величина этой зоны непостоянна, она колеблется в зависимости от различных факторов, например, эмоционального состояния исследуемого.

О факте осознания стимула субъект сообщает в словесном отчете или с помощью произвольной реакции на него. Формирование критерия определяется многими факторами: инструкцией экспериментатора; условиями опыта; наличием или отсутствием положительного подкрепления «попадания в цель» и отрицательного подкрепления «ложной тревоги», размером того и другого; отношением исследуемого к подкреплению и вообще к эксперименту; его характерологическими осооенностями («либералы» и «консерваторы»).

Для уверенной констатации в экспериментальных исследованиях факта неосознаваемого восприятия обязательно соблюдение следующих трех критериях:

  • параметры стимула должны быть значительно ниже порога опознания;
  • в течение всего исследования, в многократно повторяемых пробах стимул ни разу не должен осознаваться;
  • необходимо обнаружить не только количественные, но и качественные различия между регистрируемыми физиологическими реакциями на осознаваемые и неосознаваемые стимулы. Последний критерии является определяющим для доказательства факта наличия неосознаваемого восприятия.
Ключевые слова: Восприятие
Материалы по теме
Восприятие детей раннего возраста
Абдурахманов Р.А., История психологии
Разновидности восприятия
Максименко С.Д., Общая психология
Виды нарушений чувственного познания (расстройства ощущения и восприятия)
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Смысловое восприятие
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Индивидуальные особенности восприятия
Кондрашихина О.А., Дифференциальная психология
Виды восприятия
Дубровина И.В., Младший школьник
Расстройства ощущений, восприятий, представлений
Коркина М.В., Практикум по психиатрии
Диагностика нарушений восприятия в нейропсихологии
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Оставить комментарий