Характерологические и патохарактерологические реакции

В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с необычными поступками, реакциями или целой системой отклоняющегося поведения детей. Все это требует оценки не только в педагогическом, но и в медико-психологическом аспекте. Иными словами, каждая встреча с таким ребенком должна завершаться пониманием механизма развития его аномального поведения. В подавляющем большинстве случаев оно начинается с реакции дезадаптации и в то же время, как правило, возможно предупредить закрепление аномального поведения, иначе не исключен их переход в более тяжелые формы нервно-психических расстройств.

Характерологическая реакция — часто встречающееся преходящее ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Она психологически понятна, не приводит к нарушениям приспособления и не сопровождается соматическими расстройствами.

Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка; она приводит к нарушениям приспособления к окружающей обстановке и сопровождается соматовегетативными расстройствами. Обычно патохарактерологическая реакция развивается на основе характерологической, и происходит это на неблагоприятном фоне: акцентуации (своеобразии) характера, психопатических чертах личности, органической недостаточности центральной нервной системы, дисгармонически протекающем возрастном кризе. О переходе характерологической реакции в патохарактерологическую судят по тому, что при последней нарушения поведения наблюдаются и вне ситуации, в которой они первоначально возникли, частично утрачивается также психологическая понятность, эмоциональные нарушения становятся более выраженными, а соматовегетативные — явными. При них закрепляется болезненный стереотип, выражающийся в том, что по разным поводам возникает одна и та же реакция. Как правило, патохарактерологические реакции нарушают приспособление в семье, в детском коллективе, расстраивают взаимоотношения со сверстниками и старшими, становясь поводом для обращения к врачу или, чаще, предметом разбирательства воспитателей и педагогов. Последние, как и родители, центрируют свое внимание на педагогической стороне дела, нередко упуская из вида наследственные и личностные особенности ребенка.

О частоте этих реакций можно судить по тому, например, что из 5,7% нервно- психических расстройств, обнаруженных у 10-11-летних детей, подавляющее большинство были с различными нарушениями поведения. Г. В. Козловская с сотр. (1979), выявив среди младших школьников 15,3% детей с психическими отклонениями, у 9,3% обнаружила нарушения поведения (патохарактерологические реакции развития и психопатии),
причем у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек.

Причина патохарактерологических реакций — неблагоприятные и, как правило, повторно возникающие ситуации неправильного отношения к ребенку в семье, несоответствующее воспитание родителями или педагогами, лишение ребенка надлежащей заботы и ухода. Внутренние условия развития этих реакций связаны с особенностями темперамента ребенка. Так, среди детей с нарушениями поведения преобладают носители таких его черт, как склонность к плохому настроению, большой интенсивности реакций, тенденцией к реакциям избегания и низкой способностью к приспособлению. Ранняя органическая неполноценность ЦНС, являющаяся еще одним из условий возникновения нарушений поведения, усугубляет ряд свойств темперамента: неритмичность, низкую способность к приспособлению, тенденцию к реакциям избегания, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, слабые негативные реакции, чрезмерное упрямство, необычную от- влекаемость, пониженную или повышенную активность. Развитию поведенческих нарушений способствуют своеобразные и психопатические черты характера ребенка, ускоренный или замедленный темп полового созревания. Особенно подвержены риску возникновения патохарактерологических реакций дети из неблагополучных, распадающихся, неполных, конфликтных семей, из детских учреждений, где плохо поставлено воспитание, уход и забота о детях.

Усилиями Г. Е. Сухаревой (1959), О. В. Кербикова (1961), В. В. Ковалева (1973), А. Е. Личко (1973) для систематизации характерологических и патохарактерологических реакций создана классификация, выделяющая реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации, гиперкомпенсации, эмансипации, группирования со сверстниками, увлечения, обусловленные формирующимся сексуальным влечением реакции.

Источник: 
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей