Разновидности коллективов. В любом современном обществе имеются самые разные коллективы. Есть коллективы, складывающиеся объективно, фактически в связи со своим положением в обществе (классы и социальные слои), коллективы формализованные, требующие регистрации в государственных органах (например политические партии), объединения устойчивые, постоянные (например предпринимательские союзы) и временные, преходящие (например объединение людей в ходе демонстрации граждан, выступающих под лозунгами оппозиции), многочисленные (массовые) и имеющие очень небольшой состав, общегосударственные и местные и т.д.
Самый крупный коллектив в стране — это общество (отношения между ним и государством рассматриваются в следующем параграфе). Очень многочисленными являются социальные коллективы (классы, социальные слои). Существует множество самых различных общественных, творческих, спортивных и иных объединений, во многих странах их десятки, а то и сотни тысяч, лишь в отдельных мусульманских и некоторых иных странах (например в Бутане или Тувалу) их нет или почти нет. Среди общественных объединений различаются обычно общественные организации (партии, социально-экономические организации, например профсоюзы, организации в связи с естественным положением лиц, например женские и молодежные), организации по интересам, например спортивные, общественные движения (они не имеют фиксированного членства), общественные фонды (они обычно оказывают содействие какого-либо рода деятельности), организации общественной самодеятельности (например родительские комитеты в школе) и т.д. Религиозные объединения и объединения, основной целью которых является извлечение прибыли (например акционерные общества) не относятся к числу общественных объединений и подвергаются особому правовому регулированию.
Специфика отношений государства с различными видами коллективов. Отношения государства и коллективов определяются четырьмя обстоятельствами: природой самого коллектива (отношения государства с естественно складывающимися коллективами ( например социальным слоем предпринимателей) иные, чем, скажем, с объединением рыболовов или филателистов); социальным характером коллектива (какую группировку в обществе он представляет); его значением в общественной жизни (общегосударственный или локальный, влиятельный или нет); его позицией по отношению к государству, государственной власти, прежде всего, к правительству (поддерживает или находится в оппозиции). Государство может активно поддерживать тот или иной коллектив, относиться к нему нейтрально, выдвигать требования, устанавливать запреты, применять репрессии и т.д. В целом однако государство стремится установить сотрудничество со всеми теми объединениями, с которыми сотрудничество возможно.
Отношение государства с объективно складывающимися в обществе социальными коллективами (рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией, «средним классом», включающим представителей трех названных выше социальных группировок, с крупными предпринимателями и т.д.) неодинаковы. Наиболее отчетливо это было заметно в условиях тоталитарного, социализма, когда государство официально поддерживало рабочий класс, заявляя, что оно является выразителем его интересов, занималось коллективизацией единоличного крестьянства, ликвидировало «класс эксплуататоров», в частности кулачество (в России для этого применялась ссылка и высылка кулаков и их семей, иногда включая детей). В современных демократических странах государство стремится опереться на средний класс, но нередко те или иные принципиальные направления деятельности государства определяет группировка крупнейших предпринимателей. В некоторых зарубежных странах (например в США) законы, т.е. важнейшие государственные акты, регулирующие положение рабочих профсоюзов (главным образом, ограничивая их деятельность), трудовые конфликты, экспорт и импорт товаров и др., были приняты по настоянию и даже по проектам общегосударственных предпринимательских союзов.
Ко многим общественным объединениям, особенно локальным, не выступающим с политических позиций, государство относится нейтрально, иногда — безразлично, хотя и может оказывать им помощь в работе. Установив в законе общие правила, относящиеся к объединениям вообще (например российский Федеральный закон об общественных объединениях 1995 г.) или правила, относящиеся к определенным категориям объединений (российский Федеральный закон о потребительской кооперации 1997 г.), оно не особенно интересуется их деятельностью, протекающей в соответствии с их уставами, если они не нарушают законы. Это же относится ко многим объединениям по интересам, клубам, к различным органам общественной самодеятельности (например уличные, домовые, родительские комитеты в школе), которые не имеют централизованного характера, уставов и не подлежат регистрации со стороны государства (регистрация других объединений осуществляется уполномоченными на то органами, обычно Министерством юстиции, его местными органами для местных объединений). Более внимательно государство, его органы, регистратор наблюдают за теми общественными объединениями, которые в силу их возможной значимости в обществе подлежат регистрации: социально-экономическими объединениями социальных слоев населения (например профсоюзами), женскими, молодежными (в том числе студенческими) организациями, которые нередко выступают инициаторами различных массовых движений. Особое внимание уделяется политическим партиям. Регистратор следит за соблюдением ими собственных уставов и конституции страны. В некоторых странах молодежные организации создаются при политических партиях, в других это запрещено, в третьих только правящая партия может создавать такие организации (например в Сирии). В странах тоталитарного социализма все общественные организации поставлены под контроль правящей коммунистической партии, которая, согласно конституциям, является руководящей силой общества и государства.
Социально-экономические объединения привлекают пристальное внимание государства, но отношения государства с предпринимательскими союзами, профсоюзами, крестьянскими союзами не одинаковы. Хотя их правовое положение однотипно (все это — общественные объединения), на деле предпринимательские союзы (их не следует смешивать с акционерными обществами — объединениями для извлечения прибыли) скорее выступают как советники государства, его органов, как его партнеры, прежде всего по вопросам экономической политики. Уже говорилось, что многие экономические решения принимаются, а некоторые законы издаются по совету или. по проекту общегосударственных предпринимательских объединений. Это неоднократно имело место в США и Германии. Предпринимательские союзы иногда выступают и как группы давления, что обычно имеет место в кризисных ситуациях. В России фактически сложившиеся (не оформленные юридически) объединения крупнейших предпринимателей, созываемые ими совещания также иногда ставят условия правительству.
Крестьянские союзы редко оказывают значительное давление на государственную власть, в частности в силу распыленности крестьянских хозяйств, слабой организованности крестьян. Обычно они требуют повышения цен на сельскохозяйственную продукцию и недопущения в страну более дешевой импортной продукции, иногда организуя демонстрации и перегораживая дороги.
Профсоюзы чаще всего выступают в роли групп давления, требуя принятия законодательства о повышении заработной платы, улучшения условий труда, пенсионного обеспечения и т.д. Нередко в стране имеется несколько профсоюзных центров, лидеры одних из них сотрудничают с правительством, другие выступают в оппозиции.
В демократических странах профсоюзам, как и другим непартийным общественным объединениям, запрещено заниматься политической деятельностью (под этим прежде всего подразумевается участие в избирательных кампаниях): для этой цели существуют партии. В тоталитарных странах профсоюзы, другие непартийные объединения различных слоев населения могут активно вовлекаться государством в политику, но только под руководством правящей (как правило, единственной) партии. Тоталитарное государство обычно создает единые профсоюзные, женские, молодежные и другие массовые организации, делая их в высокой степени централизованными и запрещая оппозицию. Для объединения массовых организаций (включая партии) в тоталитарных, а иногда в некоторых других странах, под руководством правящей партии создаются народные, национальные, отечественные фронты. Они исключают деятельность оппозиционных объединений вне фронта. Деятельность объединений, выступающих в оппозиции, против социализма, запрещена, они могут существовать в тоталитарном государстве только как подпольные.
В демократических странах используются иные объединяющие меры. Под лозунгами сотрудничества государства, труда и капитала (предпринимателей) создаются общегосударственные совещательные советы (экономические и социальные советы и др.), иногда они предусмотрены конституциями (Италия, Франция). Аналогичные организации есть в России, других постсоциалистических странах. В них представлены государственные чиновники, лидеры профсоюзов, сотрудничающих с правительством, предприниматели. Советы используются как консультативные органы правительства для обсуждения и выработки рекомендаций по экономическим и социальным вопросам. Они рассматриваются как играющие важную роль в выработке условий «социального контракта» и «социального партнерства» в обществе. Представители государства и предпринимателей обычно занимают в таких органах ведущую роль, а профсоюзы выступают в роли стороны, добивающейся уступок, хотя нередко представители государства играют арбитражную роль, пытаясь умерить требования и предпринимателей, и профсоюзов.
Среди общественных объединений важнейшую роль играют политические партии, которые в отличие от других общественных объединений имеют целью борьбу за государственную власть (в современных условиях преимущественно мирными средствами, используя выборы), стремятся создать свое правительство или ввести в него своих представителей, оказывают политическое давление на государственную власть.
Государство устанавливает с ними особые отношения. Во-первых, во многих новых конституциях определяются их статус, роль в обществе. В демократических конституциях предусмотрена многопартийность, государству запрещается искусственно ограничивать число партий. Они могут сменять друг друга у власти путем выборов, и это действительно происходит. В основных законах Германии, Франции, Италии, Португалии, Бразилии и др. говорится, что партии содействуют выражению мнений народа путем голосования, участвуют в формировании и выражении политической воли народа. В некоторых государствах приняты специальные законы о политических партиях, которые устанавливают по отношению к ним более жесткие требования по сравнению с другими общественными объединениями. В России специального закона о партиях нет. Нет специальной статьи и в Конституции (кроме упоминания о многопартийности). Правовое положение партий в России регулируется Законом об общественных объединениях 1995 г., а также двумя сохранившимися в силе статьями (6 и 9) Закона СССР об общественных объединениях 1990 г.
В тоталитарных государствах конституциями может быть предусмотрено существование только одной партии. Так было в прошлом во многих африканских странах (Алжире, Заире, Центрально африканской Республике и др.). В социалистических государствах такой конституционной нормы не было, но в некоторых из них государственная власть приняла все меры, чтобы ликвидировать иные партии (в том числе добиться их самороспуска), или создавала такие условия, чтобы другие партии, кроме коммунистической, не возникли. Там же, где существовало несколько партий (Болгария, Польша, Чехословакия и др.), они не могли по закону быть правящими: конституция навсегда закрепила руководящую роль партии в обществе и государстве за одной партией — коммунистической.
Во-вторых, основные законы, особенно принятые после Второй мировой войны, все чаще определяют принципы организации и деятельности партий. В демократических странах установлено, что политические партии должны строиться и действовать на принципах демократии. В законах о политических партиях иногда говорится, что их органы должны избираться, должны периодически проводиться съезды и конференции. В отличие от других общественных объединений политические партии могут создаваться только гражданами государства (в ряде стран только урожденными), а их членами могут быть лишь граждане государства, причем натурализованные граждане — иногда только через несколько лет после натурализации. Наконец, законодательство предусматривает признание партий неконституционными, если они применяют насильственные действия с целью изменения государственного строя, проповедуют расизм, разжигают социальную вражду в обществе. Такие положения относятся и к другим общественным объединениям, они присутствуют и в Конституции России.