Производство материальных и духовных благ следует рассматривать в качестве материальной основы процесса глобализации. Но глобализация невозможна без социально-экономической оболочки. Яйцо не будет составлять готовый продукт без скорлупы. Глобализацию осуществляют социально-экономические субъекты при помощи отношений между собой. Отношения выстраиваются в соответствии с экономическими и социальными потребностями и интересами субъектов. Интересы и потребности в данном случае выступают в роли движущих сил глобализации. Важно понимать, что глобальные технологии — это ещё не есть глобализация. Глобализация — это результат действий людей Из субъективных актов людей складываются закономерности глобализации.
В процессе глобализации перестраивается вся без исключения система социально-экономических отношений. Во-первых, существенно трансформируются отношения собственности на вещественный фактор производства и на результаты коллективного во всемирном масштабе труда. Теперь «собственником» или акционером какой-либо крупной компании может стать любой человек из самой далёкой страны, в которой присутствует производство материнской компании из метрополии. Это, безусловно, не отменяет законов монополизации собственности, но, тем не менее, собственность подвергается диффузии.
В процессе глобализации объекты собственности приобретают интернациональный характер и распределяются между многочисленными странами мира. Субъектами отношений собственности становятся корпорации различных стран, государства, граждане с разных континентов, трудовые коллективы, общественные организации и т.п.
Во-вторых, в корне меняются трудовые отношения. На мировом рынке рабочей силы складывается живущая по правилам глобальных корпораций армия наёмных работников, охватывающая десятки и сотни миллионов человек от менеджеров и до нищих сборщиков машин в «третьем мире». Теперь наёмный раб из Буркина Фасо может работать и получать зарплату в компании Билла Гейтса. Чудовищная эксплуатация человека человеком, процессы безвозмездного присвоения прибавочной стоимости рвут национальные рамки и приобретают вселенский характер.
В-третьих, роль главных «распределителей» богатства, создаваемого на планете всем человечеством, берут на себя крупные и крупнейшие собственники ТНК, держатели контрольных пакетов акций, собственники финансовых компаний и банков. С помощью глобального капитала результаты труда миллиардов людей попадают в распоряжение чрезвычайно узкого круга лиц, пребывающих в странах-метрополиях. Концентрация и монополизация экономической власти достигают чудовищных степеней. Вместе с экономической властью в периферийные страны внедряются образцы «демократии», в основном по-американски, психология второсортности и неполноценности населения стран-импортёров. В Российской Федерации после распада СССР психология неполноценности россиян стала практически государственной парадигмой, преподносимой обществу в виде необходимости встраивания в «цивилизованное» общество, которое существует якобы только на Западе и прежде всего за Атлантическим океаном.
В-четвертых, глобализация начиналась и происходит, прежде всего, в сфере производства. В учебном курсе неоднократно отмечалось, что естественной целью производства материальных и духовных благ выступает всемерное удовлетворение потребностей людей и их развитие как всесторонних личностей. Глобализация по-капиталистически протекает совершенно с противоположными целями. Собственники, топ-менеджеры ТНК и представители властных структур стран-метрополий руководствуются животной страстью наживы и стремлением перекачать в свои страны из периферийных стран как можно больше богатства. Результатом стало беспрецедентное неравенство между странами и народами, населяющими планету. Всеобщий закон капиталистического накопления, свидетельствующий о полюсах нищеты и роскоши, перешагнул национальныерамки и приобрёл планетарные масштабы.
В последние годы существования СССР в советской публицистике, а затем и науке проблема бедности и богатства на планете получила освещение в виде концепции «золотого миллиарда». Существует также вариация словосочетания — «сытый миллиард». Смысл концепции о «золотом миллиарде» заключается в том, что в процессе глобализации мировой экономики и мировых ресурсов обеспечивается высокий уровень жизни населению всего в один миллиард. Названы страны, население которых входит в «золотой миллиард». Это — США, Канада, Австрия, Евросоюз, Новая Зеландия, Япония, Израиль, Ватикан. Остальные страны — это страны периферии, располагающиеся на «полюсе бедности» с различной степенью достатка (Цикунов A.R. Заговор Мирового правительства/ Россия и «золотой миллиард». М., 1994; кара-мурза с. Концепция «золотого миллиарда» и Новый мировой порядок. М., 1999; и др.).
Бедность — характеристика материального положения индивидов, социальных групп, классов или народов в целом, при котором не удовлетворяется круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения здоровья, трудоспособности и продолжения рода человеческого. Бедность является относительным понятием и зависит от достигнутого уровня благосостояния нации, рассчитываемого по общемировым стандартам.
В российской и зарубежной литературе называются самые разные причины в разрыве в обеспеченности населения жизненными средствами между богатыми и бедными странами, в т.ч. такие, как отсталость в развитии в прошлом, психология той или иной нации, слабость научной инфраструктуры, скудность природных ресурсов.
Богатство производят и распределяют люди, поэтому основные причины коренятся не в психологии людей и не в природе, а в отношениях между людьми, а в данном случае в отношениях между народами различных стран. Разделение людей на богатых и бедных предопределено частной собственностью, и это отрицать никто не может. Эта причина бедности одних людей и сытости других издревле отмечается и осуждается во всех религиозных учениях. Принципы мироустройства, основанные на господстве частной собственности, начиная с Древнего Египта, переходили национальные границы и распространялись на всю планету. Расхождение полюсов бедности и богатства имеет место быть и в наши дни в соответствии с колониальной и неоколониальной системой взаимоотношений между странами и народами.
Антагонизм обобществлённого в планетарном масштабе труда и ненасытного спрута международного капитала не может не выражаться в разрастающейся пропасти между так называемыми «Югом» и «Севером», т. е. между развитыми странами капитала и периферийной частью планеты.
Исследование причин и последствий бедности началось с XVIII в. (А. Смит, Д. Рикардо, Т. Мальтус, Г. Спенсер, Ж. Прудон, К. Маркс, Ч. Бут, И.Т. Посошков, А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, Н.И. Зибер, С. Раунтри и др.). Однако раскол мира на «богатый Север» и «бедный Юг» был осознан как глобальная проблема только в последней трети XX в. с момента создания Римского клуба, исследователей глобальных проблем и включения проблем бедности в постоянную повестку дня ООН.
ООН рассматривает бедность как «состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни». Бедность означает не столько отсутствие денег, сколько работы или достойной работы, жилья или удобного жилья, образования или доступного образования, хорошего здоровья или бесплатного здравоохранения.
В свою очередь, на другом полюсе за понятием «золотой миллиард» стоит целостная экономическая, социальная, культурная и геополитическая концепция сохранения господствующего положения стран-метрополий и их ТНК. Развитые страны, добиваясь для своего населения высокого уровня благосостояния и международного комфорта, будут экономическими, финансовыми, политическими, военно-агрессивными, дипломатическими, информационными и разведывательными мерами держать остальной мир, в т.ч. постсоветское пространство, в технологически неразвитом состоянии в качестве сырьевого эшелона, зоны сброса вредных отходов и источника дешевой рабочей силы.
Кто из экономистов и политиков станет рассчитывать на «дружбу и взаимовыгодное партнёрство», тот будет наивен, причиняя невосполнимый ущерб своей нации.