Особенности маркетинга в российской экономике

Возникнув в США на рубеже XIX и XX вв. как одно из направлений экономических исследований и управленческой практики, маркетинг рассматривался в тесной связи с рыночной капиталистической экономикой в качестве одного из важнейших элементов. Между тем, инструменты маркетинга позволяют ему в любой экономической ситуации выполнять функцию социального ориентирования сферы производства, услуг. В этом смысле маркетинг соответствовал природе социалистической экономики. Это подтверждается тем, что методы и приемы, похожие на применяемые в маркетинге, использовались и в нашей стране при управлении экономикой (при аттестации качества продукции, дифференциации и пересмотрах цен, разработке планов и схем размещения и развития отрасли и предприятий, составлении производственных программ, обосновании проектирования капитального строительства, в научно-технических разработках и т.п.).

Но отсутствовала целостная и гибкая система с методической проработкой и согласованием всех ее элементов. Такую систему и соответствующий инструментарий дал хозяйственной практике западный маркетинг.

Часто считают, что маркетинг может функционировать лишь при насыщенном рынке. Это справедливо, если видеть в маркетинге только орудие конкурентной борьбы. Однако, маркетинговая деятельность при любой степени насыщения рынка способна корректировать поведение потребителей и производителей к их взаимной выгоде. Направленность, структура и большая часть методов маркетинга имеют более общий характер и вполне приемлемы для российской экономики.

Адаптацию западного маркетинга к российским условиям можно выполнить более успешно, если в полной мере овладеть уже достигнутым высоким уровнем развития этой области знаний и рассматривать маркетинг не только как тщательно продуманную специфическую деятельность, но и как философию руководства.

Ключевые слова: Маркетинг, Экономика
Источник: Маркетинг. Учебное пособие
Материалы по теме
Сущность маркетинга
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Элементы плана маркетинга
Экономический анализ реальных инвестиций
Состояния спроса и задачи маркетинга
Маркетинг. Учебное пособие
Концепции управления маркетингом
Маркетинг. Учебное пособие
Цели и задачи маркетинга. Кратко
Чиненов М.В., Инвестиции
Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации
Маркетинг. Учебное пособие
Краткий список маркетинговых коммуникаций
Маркетинг. Учебное пособие
Стратегия и тактика маркетинга
Маркетинг. Учебное пособие
Оставить комментарий