Если хорошо проведен анализ рынка сбыта и потенциальных конкурентов, то становится возможным надлежащим образом подготовить в бизнес-плане и раздел, посвященный обоснованию стратегии маркетинга той будущей продукции, ради производства которой разрабатывается инвестиционный проект. Здесь предстоит продумать и объяснить потенциальным партнерам или инвесторам основные элементы своего плана маркетинга, к которым относятся:
• схема распространения товаров;
• ценообразование;
• реклама;
• методы стимулирования продаж;
• организация послепродажного обслуживания клиентов (для технических товаров);
• формирование общественного мнения о вашей фирме и товарах.
За каждым из этих пунктов целый ряд непростых вопросов, ответы на которые требуют тщательных исследований и анализа. Естественно, что, взявшись за проблемы маркетинга всерьез и составив свой план маркетинга, вы будете в состоянии написать на эту тему немало. Но, конечно, не следует все эти детали втискивать в сам бизнес-план. Здесь на трех-четырех страницах надо лишь изложить, как предполагается:
• продавать товар — через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;
• определять цены на товары и каков уровень прибыльности на вложенные средства;
• организовывать рекламу и какие суммы на это выделить;
• добиваться постоянного роста объемов продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;
• организовывать службу сервиса и сколько на это потребуется средств;
• добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности (то, что называется «паблик рилейшнз»).
Рамки данной книги не позволяют поговорить о проблемах маркетинга подробно. Единственное, о чем стоит сказать особо — это о проблемах коммерческого ценообразования, поскольку немногочисленные книги на эту тему давно стали раритетными и практически недоступны широкому кругу читателей.