Фрустрация потребности в эмоциях и ее последствия

А. Фрустрация потребности в эмоциях. - Эмоции, как установлено в психологии, не только сопровождают психическую активность человека, являясь оценками чего-либо, но и могут стать самостоятельными целями деятельности. Иначе говоря, человек может действовать исключительно или преимущественно ради переживания определенных эмоций. На данный аспект проблемы эмоций обратил внимание Б. И. Додонов. Действительно, люди могут действовать не только с удовольствием, но и ради удовольствия. Говоря проще, люди любят свои эмоции и чувства, и ради того, чтобы переживать их, могут пойти на риск и преодоление серьезных трудностей. Гедонизм - реальное явление, и в мире много гедонистов. Каждый психически здоровый человек в какой-то мере является гедонистом. Если эмоция и чувство являются ценностями и могут выбираться в качестве цели психической активности, то это значит, что они могут быть и мотивами такой активности.

Следовательно, можно говорить об особой разновидности фрустрации, при которой блокируется возможность переживания желательных для человека эмоциональных состояний. Чем же отвечает психика на такое лишение, - на лишение определенного функционального удовольствия? Психика отвечает на такую фрустрацию скукой и тоской, т. е. другими эмоциональными состояниями, в целом - неприятными. Скука - это не только отсутствие желательных ощущений и эмоций, но также отсутствие представления о такой цели, достижение которой помогло бы освобождению от фрустрации. Тоска содержит в себе устремленность к чему-то такому, что способно утолить эмоциональный голод человека. Тоска и скука могут объединиться, составить нечто синтетически новое. Многие в таком психическом состоянии начинают подумывать о целесообразности самоубийства.

Может ли эмоция стать защитным мотивом? Мы полагаем, что может. Например, переживая фрустрацию, человек может выбирать гедонистические цели и тем самым:

  • компенсировать те неприятные переживания, которые он имел из-за фрустрации;
  • подавлять отрицательные переживания, с помощью приятных эмоций вытесняя отрицательные эмоции из сферы своего сознания.

Таким образом, эмоции могут иметь психозащитную функцию. И на групповом и этническом уровнях так.

Б. Мечта как способ защиты от «эмоциональной фрустрации». - Мечты давно известны как средства психологической самозащиты фрустрированных людей. Обычно говорят, что в мечтах человек осуществляет те цели и удовлетворяет те из своих потребностей, которые остались неосуществленными в реальной жизни. Однако часто упускается из виду, что и определенные эмоции сами по себе могут стать ценностью для личности и выбираться в качестве целей психической активности.

Поэтому если фрустрируются подобные эмоции (или стремление переживать такие эмоции-цели), то в своих мечтах человек может вообразить именно их переживание. То же самое можно видеть в сновидениях. Такие процессы мы называем процессами эмоциональной самозащиты. Это одна из компенсаторных форм самозащиты личности. Каждый индивид осуществляет ее исходя из того, какие эмоции для него являются наиболее привлекательными и «утешающими». Индивидуальные различия эмоциональной защиты и ее средств зависят от индивидуального опыта эмоциональной жизни людей.

Желание вновь и вновь переживать одни и те же эмоции или эмоциональные комплексы закрепляется в психике человека как в силу полученного наслаждения и обеспечения психической защиты, так и потому, что люди часто именно с помощью подобных переживаний и сообщают смысл своему существованию. Эмоции-цели сочетаются с потребностью в смысле жизни.

В. От эмоциональной самозащиты и компенсации к характеру. - В результате повторных переживаний одних и тех же эмоций у личности возникают соответствующие тенденции, ценностные ориентации, поскольку эмоции становятся для личности самостоятельными ценностями.

Мы уже знаем, что ценностные ориентации порождают у личности черты характера и их комплексы. Поэтому исследование эмоциональной самозащиты и компенсации выступает перед нами с новой функцией, а именно - функцией порождения характера. Причем это специфический путь порождения характера (есть и другие пути), поэтому следует выяснить, какие специфические черты и комплексы характера возникают этим специфическим путем.

При этом следует иметь в виду, что каждый предпочитает определенный набор эмоций, и в этом отношении между людьми имеются серьезные индивидуальные различия. На основе знания этих различий можно создать новую типологию людей. Такую возможность отметил Додонов, который писал: «... для разных лиц, видимо, существуют разные категории наиболее желательных переживаний, и это представляет большой интерес как для понимания личности, так и для возможности построения ее типологии».

Эти идеи следует развернуто обсуждать и расширить на основе анализа соответствующего эмпирического материала.

Г. О типах гедонистов и гедонизма. - Два уже известных эмоциональных типа можно назвать сразу же. Это настоящие гедонисты (или положительные, позитивные гедонисты) и противоположный тип - «негативные гедонисты»: так можно назвать мазохистов, которые любят страдать. Мы полагаем, что существует также средний или смешанный тип. Этих людей можно назвать позитивно-негативными гедонистами, поскольку они любят как получить удовольствие, так и страдать. Более того, они получают удовольствие от самого страдания, а это уже комплексное чувство.

Если человек стремится получить наслаждение «здесь и сейчас» и избежать страдания, то это явление можно назвать гедонизмом настоящего (актуальный гедонизм). Когда человек предвкушает предстоящие наслаждения, то это уже гедонизм будущего (или проецированный в будущее гедонизм, или гедонизм телеологический). Эти два типа гедонизма также могут сочетаться в психической структуре одного человека.

Темы: Эмоции, Потребности, Фрустрация
Источник: Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы и их генезис / А. А. Налчаджян, 2013
Материалы по теме
Эмоции и потребности
Шадриков В.Д., Введение в психологию. Способности человека
Связь между мотивами, потребностями и эмоциями
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Потребность, мотив, ценность и фрустрация
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоции, переживаемые при фрустрации и стрессе
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 1. Защитные психологические механизмы...
Эмоциональная жизнь младенца
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Потребность в общении
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
О свойствах человека
...
Потребности мужчин и женщин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий