Экстремальные психические состояния как реакция на ситуацию

Как уже отмечалось, объектом, с которым работает психология кризисных и экстремальных ситуаций, является психическая деятельность здорового человека, закономерно реагирующего на среду обитания, в которой он находится. Ответная реакция со стороны психики на меняющиеся условия жизнедеятельности человека в современной психологии чаще всего описывается с помощью понятия «адаптация», отражающего многоуровневый процесс, направленный на поддержание гомеостаза.

Психическая деятельность происходит постоянно. Как правило, мы видим проявления этой работы, но не всегда знаем, сколько энергии человек тратит, решая задачи, приобретая умения, навыки, знания, разрушая или формируя убеждения, ценности, совершая выбор, создавая новый творческий продукт. Для реализации отдельных функций требуется разное количество затрачиваемой энергии, времени для ее осуществления. В основе психической деятельности лежит необходимость разрешения конфликта — наличия альтернативных целей жизнедеятельности и деятельности или способов их достижения при ограниченности ресурсов: временных, пространственных, энергетических, информационных, а иногда и при неразрешимости задачи в принципе, что и определяет вид ситуации, в которой оказался человек.

Длительно существующее неблагоприятное внешнее воздействие приводит к постепенному истощению адаптационных и компенсаторных механизмов личности. С точки зрения Ф. Б. Березина, эффективность психической адаптации нельзя рассматривать независимо от того, какие физиологические сдвиги влечет за собой напряженность ее механизмов. Он обращает внимание на физиологическую цену успешности (Березин Ф. Б., 1988, с. 163). Напряженность адаптационных механизмов, по его мнению, — это цена, которую организм платит за эффективное функционирование, за поддержание оптимального равновесия со средой. В связи с этим одним из критериев успешности адаптации является соответствие адаптационного потенциала личности требованиям динамично меняющихся условий среды, в результате которого достигается психический гомеостаз, обеспечивающий ощущение психического комфорта и реализацию целесообразного поведения.

В развитие этой идеи Ю. А. Александровский (1976) вводит понятие «барьер психической адаптации», указывая, что адаптационный барьер — это условная граница параметров внешней среды, в том числе и социальной, за которыми адекватная адаптация невозможна. Характеристики адаптационного барьера строго индивидуальны и,    по мнению Александровского, зависят как от биологических факторов среды и конституционального типа человека, так и от социальных факторов и индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих ее адаптационные возможности. Барьер психической адаптации динамичен — под влиянием жизненных обстоятельств его уровень постоянно колеблется.

При состоянии психического напряжения происходит приближение барьера адекватного психического реагирования к индивидуальной критической величине. При этом человек использует все свои ресурсы, чтобы осуществлять целенаправленное поведение и деятельность, полностью предвидя и контролируя свои поступки и не испытывая тревоги, страха и растерянности, препятствующих адекватному поведению.

Если давление на барьер психической адаптации усиливается и все резервные возможности индивида оказываются исчерпанными, то происходит надрыв адаптационного барьера на различных уровнях личностной организации: биологическом (вегето-висцеральном), психологическом (эмоциональном, мотивационном) или социальном. Вследствие этого резко сужаются рамки адекватной приспособительной психической деятельности, появляются качественно и количественно новые формы приспособительных, в первую очередь защитных, реакций (Александровский Ю. А., 2000, с. 31).

В экстремальной ситуации при отсутствии психической устойчивости зрелые защитные механизмы, приобретенные человеком на протяжении жизни, блокируются более примитивными архаичными формами реагирования. Включающиеся в таких случаях аварийные защитные механизмы приводят, как правило, к онто- и филогенетически регрессивным реакциям, что затрудняет или исключает поиск новых решений.

В современных условиях, когда экстремальные ситуации не являются экологически обусловленными (на человека редко охотится хищник), такие архаичные защитные реакции включаются в техногенных и антропогенных, да часто и в природных опасных и особо опасных условиях. Недооценка ситуации в то время, когда события требуют мобилизации всех сил для четкой ориентации в происходящем, максимальной концентрации на полезном результате — для устранения угрозы, может приводить к реализации угрозы. Спасение в опасных и особо опасных условиях, возможно и случайное, без мобилизации сил для ее преодоления и, соответственно, без переживания данной ситуации как экстремальной не позволяет выявить действенные способы ее разрешения и, создавая иллюзию разрешения, лишь снижает готовность к преодолению таких ситуаций в последующем. Переживание обыденной ситуации как экстремальной часто отражает наличие у человека психических заболеваний. Столкновение с чрезвычайно сложными, неразрешимыми задачами или восприятие задач таковыми истощает запасы энергии, сил, вызывает травматизацию психики, разрушение или истощение отдельных психических ресурсов, необходимых для поддержания гомеостаза.

Снижение или слом адаптационных возможностей человека в напряженных, кризисных или экстремальных ситуациях приводят к психической дезадаптации личности. Проявления дезадаптации сходны по симптоматике с пограничными нервно-психическими нарушениями. Психическая дезадаптация личности может развиться стремительно, если личность столкнулась с непереносимой, чаще всего экстремальной, ситуацией или исподволь, если стрессовая ситуация имеет растянутый во времени характер (возрастной кризис, тяжелая болезнь и др.). Процесс развития психической дезадаптации проходит через несколько стадий:

  1. напряжение адаптационнных механизмов;
  2. парциальная психическая дезадаптация (предболезнь или группа риска);
  3. тотальная психическая дезадаптация (высокая группа риска или пограничная нервно-психическая/психосоматическая патология).

Суть синдрома психической дезадаптации состоит в утрате или неадекватности психических форм реагирования на различные стимулы.

Темы: Стресс, Экстремальные ситуации
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Последствия боевого стресса
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Понятие стресса
Брайт Джим, Джонс Фиона, Стресс. Теории, исследования, мифы
Учебный стресс
Щербатых Ю.В., Психология стресса и методы коррекции
Стресс и синдром эмоционального выгорания
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Дети и подростки в экстремальных и кризисных ситуациях
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Антистрессорная роль положительных эмоций
...
Физиология стресса
Брайт Джим, Джонс Фиона, Стресс. Теории, исследования, мифы
Физиологические механизмы стресса
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Оставить комментарий