Дневной энурез неорганической природы у детей

Дневной энурез неорганической природы у детей проявляется непроизвольным мочеиспусканием во время бодрствования. Дневной энурез всегда вторичный и психогенно обусловленный. Однако в данном случае психогенный фактор далеко не всегда носит характер истинной психотравмы, т.е. отрицательных эмоциональных воздействий. Скорее наоборот. Непроизвольное мочеиспускание в бодрствующем состоянии обычно наступает в случае возбуждения ребенка под влиянием выраженных и необычных положительных эмоций. Примером тому могут служить наши наблюдения. У меня на приеме был мальчик 5,5 лет, у которого во время подвижных и эмоциональных игр несколько раз наблюдалось непроизвольное мочеиспускание. Родители очень обеспокоены этим состоянием, так как в прошлом ничего подобного не было. «Он даже ночью после 2 лет никогда не мочился в постель, а тут сплошной казус», — так резюмировала мама свое отношение к случившемуся. Все это говорилось при ребенке, который сидел, опустив голову, и даже несколько раз всхлипнул. Чувствовалось, что он переживает свой дефект. Из расспроса родителей выяснилось, что ребенок хорошо воспитанный, добрый и ласковый, спокойный, но нерешительный. Он очень любит играть со сверстниками, особенно в войну, но те неохотно принимают его в эти игры. Он рассказывал родителям об особенностях и правилах такой игры, где ему никогда не приходилось исполнять командирскую должность. Обычно он всегда был «белым или немцем», которого ловили и даже наказывали. Летом семья уехала в деревню, где было много сверстников и мальчик с ними охотно играл и рассказывал различные «городские истории» с якобы его активным участием. Решили сыграть в войну, где он был командиром, распределили должности, все было хорошо и интересно. Его не могли дозваться на обед и пришел домой лишь к вечеру, уставший и запыхавшийся. С увлечением рассказывал родителям об игре и как он всеми командовал. Обратили внимание, что у него мокрые штаны. На вопрос, как это случилось, ответил «сам не знаю, видимо, забыл». Переживаний ни у родителей, ни у ребенка особых не было. Решили, что «заигрался». Через несколько дней после такой же игры снова помочился. Родители уже стали волноваться, меньше и на короткое время пускали на улицу, в подвижных играх не участвовал и все было нормально. Через неделю разрешили поиграть с ребятами на улице, но вскоре пришел домой в слезах. Оказывается, его уже сместили с должности командира и он снова стал «белым». Рассказывая о своих переживаниях и обиде, непроизвольно помочился в штаны.

Дал совет родителям воспитывать у ребенка силу воли, выносливость, заниматься с ним гимнастикой и посещать какую-нибудь спортивную секцию. Одновременно была прописана успокаивающая микстура. Родители выполняли эти рекомендации. Уже через год мальчик возмужал, окреп, стал критически относиться к своим возможностям. Недержания мочи больше не было.

Во втором случае ребенку 7 лет родители обещали на день рождения купить игрушечную железную дорогу, такую же, какую он видел у одноклассника. Он с нетерпением ожидал дня рождения, представлял себе эту игрушку и уже воображал, когда и с кем будет играть, но родители то ли забыли об обещании, то ли по другой причине купили сыну на день рождения велосипед, ожидая восторга и радости. Но восторга не было. Ребенок расплакался, не хотел смотреть на подарок и упрекал родителей, что те не выполнили обещанное. Во время такой эмоциональной реакции непроизвольно помочился.

В приведенных наблюдениях указаны некоторые состояния, при которых может отличаться дневной энурез. Можно объяснить и механизм его возникновения. Во время интересной и захватывающей игры ребенок как бы отключается от всего прочего. Его интерес сосредоточен лишь в одном направлении. В коре полушарий большого мозга создается доминантный (ведущий) очаг возбуждения, который подавляет и подчиняет себе все другие виды деятельности. При этом вегетативная нервная система, ведающая наполнением и опорожнением мочевого пузыря, предоставлена себе (не контролируется), а импульсы от наполненного мочевого пузыря не достигают коркового центра мочеиспускания. Вследствие этого ребенок не испытывает позывы на необходимость помочиться (они подавлены доминантным очагом) и выделение мочи происходит автоматически. Здесь нет психотравмы, а имеет место как бы «избыток удовольствия», когда вся деятельность головного мозга направлена на основную потребность. Во втором случае была острая психотравма, возникающая по принципу «фактора вакуума» — одна из причин возникновения неврозов у детей более старшего возраста, когда человек ставит перед собой конкретную цель, добивается ее, а цель не достигнута. Наступает крах мечты и надежды, а впереди — пустота.

Дневной энурез может возникнуть вследствие острой психотравмы, например испуга, он может быть неосознанной реакцией протеста на неугодную ребенку ситуацию или при постоянном страхе, например, в социально неблагополучных семьях при виде пьяного отца, который наказывал ребенка в таком состоянии.

Может встречаться сочетание дневного и ночного энуреза. В таких случаях требуется исключить органическое поражение головного мозга и мочеполовой системы.

Лечение дневного энуреза обычно ограничивается психотерапией в сочетании с легкими успокоительными средствами. При частой его повторяемости можно назначить ноотропил (пирацетам), энцефабол или ноофен, нормализующие процессы возбуждения и торможения в головном мозге. Большую роль играют воспитание у ребенка волевых качеств, настойчивости, целеустремленности, трудолюбия. Во всех случаях показаны занятия физкультурой и спортом.

На основании изложенного можно сделать заключение о том, что основным видом лечения неорганического энуреза, возникающего как в дневное время, так и во сне, является психотерапия, эффективность которой существенно повысится при переживаемости ребенком своего дефекта и желании от него избавится. Медикаментозное лечение, физиотерапия и иглотерапия должны также иметь психотерапевтическую окраску в плане разъяснения необходимости и эффективности.

Источник: 
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007