Диффузионизм в культурологии

ДИФФУЗИОНИЗМ (от лат. diffusion - распространение). Это направление культурной антропологии возникло в XIX веке в Германии и Австрии. Центральным понятием теории является культурная диффузия - это процесс распространения какой-либо культуры и её отдельных форм из одного региона по направлению, где этими формами не владели, но они оказываются уже востребованными. Это направление, в котором процесс исторического развития рассматривается как эстафета культурных достижений, передаваемых от одного общества другому. Представители диффузионизма проповедовали идею единократного возникновения культурных новаций в определенных географических регионах. Механизм культурной диффузии - это войны, миграция, ассимиляция, торговый обмен, миссионерская деятельность, колонизация. Диффузионные процессы связаны с обменом продуктов, товаров, технологий, идей между племенами, народами, государствами, цивилизациями, континентами - это проникновение инноваций в регионы, где по объективным причинам они сами появиться не могли. В качестве примера можно обратиться к реформам Петра I и идеям революции 1917 г., которые в большей степени были диффузионными заимствованиями с Запада. Контакты между первобытными племенами были случайными и конфликтными, поэтому диффузионные процессы занимали тысячелетия. Наивысшая точка диффузионных процессов приходится на период эллинизма, затем ренессанса (характеризуется многочисленными географическими открытиями), капитализма (торговые обмены и колониальные завоевания). Современный период развития культуры характеризуется не только диффузионными процессами, но и насильственным навязыванием образцов культуры развитых стран менее развитым. В диффузионизме выделяют несколько научных школ: историко-географическое направление (Э. Норденшельд); культурно-историческое (Ф. Гребнер, В. Шмидт); антропогеографическое (Л. Фробениус); теория культурных ареалов (Э. Сепир, М. Херсковиц); геополитическая школа «гипердиффузионизма» (Г. Эллиот-Смит, У. Риверс)26. Основные теоретико-методологические положения диффузионизма следующие: цель науки -изучение процессов культурной диффузии как основного фактора социокультурной динамики; культура возникла в определенных культурных ареалах и затем распространилась на другие географические регионы. Существуют три типа диффузионистских теорий:

  1. Инвазионистская. В рамках данной теории основным фактором культурной диффузии являются конфликты, которые приводят к аккультурации или ассимиляции.
  2. Теория культурного центра. В рамках данной теории доминирует положение о том, что в определенные периоды существовали культуры, которые служили источником инноваций для остальных культур. Например, В. Шмидт единый центр развития культуры видел в культуре пигмеев; согласно Г. Эллиот-Смиту и У. Риверсу - источником инноваций служил Древний Египет; Ф. Делич и Г. Винклер полагали, что единый центр происхождения цивилизаций принадлежит древней вавилонской культуре.
  3. Теория культурных кругов. Согласно теории Ф. Гребнера и Л. Фробениуса сочетание ряда признаков в определенном географическом регионе позволяет выделить культурные ареалы или культурные круги, которые являются искусственным понятием. Эти культурные ареалы не развиваются во времени, а только взаимодействуют с другими кругами в географическом пространстве. При перенесении культуры из одного ареала или круга в другой и их взаимодействия могут возникнуть другие культуры. Т.е. элементы одного культурного круга накладываются путем диффузии на элементы другого культурного круга.

Во второй половине XX века норвежский путешественник Тур Хейердал, в подтверждение диффузионистских теорий, осуществил путешествие на плоту через Тихий Океан, чтобы доказать возможность трансокеанских путешествий. В команде Тура Хейердала был советский врач, путешественник Юрий Сенкевич, который описал это интереснейшее путешествие в книге «На «Ра» через Атлантику».

Диффузионизм способствовал формированию теории межкультурных контактов. Культурная диффузия всегда играла значимую роль в культурных процессах, но это не отменяет столь же значимой роли эволюционных процессов.

Ключевые слова: Культура
Источник: Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Материалы по теме
Формы культуры
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Социальные функции культуры и социокультурный процесс
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Исламская культурная традиция
Культурология : учебник / Т. Ю. Быстрова [и др.] ; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О. И...
Культура архаики
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Византийская культура
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Культурные элементы и комплексы
Фролов С.С., Основы социологии
Народная или «традиционная» культура
Культурология: учебное пособие / А.В. Кучина. - Москва : ИИУ МГОУ, 2016. - 328 с.
Доминанты культуры новгородско-киевской Руси
Культурология : учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий