Европейская культура в XVII-XVIII вв.

На европейскую культуру XVII-XVIII вв. выпадает противоборство разных интеллектуальных течений, художественных стилей и направлений. В этом впечатляющем многообразии выделяются барокко, рококо, классицизм, академизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Термин барокко в переводе с итальянского означает вычурный, странный. Первоначально так будто бы называли жемчужину неправильной формы, но со временем это наименование распространилось на художественный стиль конца XVI — середины XVIII в., отличавшийся декоративной пышностью, динамическими и сложными формами и живописностью. Архитектурным признанием барокко в Италии стало композиционностилистическое оформление площади перед собором св. Петра, реконструированной в 1656-67 гг. по проекту Джованни Лоренцо Бернини. Прекрасный синтез архитектуры и скульптуры барокко — капелла Коранаро в церкви Санта-Мария-делла-Витториа (1645-1652) в Риме. Визитные карточки французского барокко — церковь в Сорбонне (1635) архитектора Жака Лемерсье, Колледж четырех наций (1662) работы Луи Лево, главный восточный фасад Лувра (1667-1673) Клода Перро, собор Дома инвалидов (1706) Жюля Ардуэн-Мансара; в Англии — собор св. Павла в Лондоне Кристофера Рена (16751710); в Австрии — дворец Шенбрунн в Вене Фишера фон Эрлаха (1696-1743); в Испании — Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо (1689) в Мадриде (проект зодчего Хосе Бенито де Чурригера); в Германии — резиденция Цвингер (арх. М. Д. Пеппельман) для саксонского курфюста Августа Сильного (нач. XVIII в.). В России образец великолепного барокко — здание Зимнего дворца (1754-1762) в С.-Петербурге архитектора В. В. Растрелли.

Для этого стиля в архитектуре характерны пространственный размах, текучесть и плавность линий; в живописи — парадность, внешние эффекты (П. П. Рубенс, Ф. Халс, Ф. Гойя, А. ван Дейк); в скульптуре — украшательство, излишество деталей (тот же Д. Л. Бернини, П. Пюже и др.); в литературе и драматургии — изощренная образность, интригующий сюжет (П. Кальдерон, Лопе де Вега); в музыке — вокальноинструментальная полифония, преобладание мадригала, канцоны, токкаты (Дж. Габриели, Дж. Фрескобальди и др.).

Один из источников барокко и одновременно его альтернатива в архитектуре — палладианство — ранняя форма классицизма, развитие которой связано с наследием итальянского зодчего Андреа Палладио (1508-1580). Всемирную славу ему принесли постройки в Венеции: вилла Фоскари (1556-1560), собор на острове Сан-Джорджо-Маджоре (1566-1610) и др.

Параллельно с барокко развиваются рококо, классицизм и академизм.

Термин рококо происходит от французского слова rocaille — раковина. Этому изысканному аристократическому стилю положил начало причудливый орнамент в виде раковины. Возникнув во Франции на заре XVIII в., рококо прежде всего проявился в вычурной мини-архитектуре (гроты, беседки, павильоны и т. д.), живописи и декоративно-прикладном искусстве с подчеркнуто асимметричной и затейливой орнаментацией. Особого изящества рококо достигает в пору своего расцвета при короле Людовике XV. Памятник изысканного баварского рококо — охотничий домик Амалиенбург (17341739) в Мюнхене архитектора Франсуа Кювилье, а дворец Сан-Суси в парке Потсдама (1745-47), возведенный по проекту прусского короля Фридриха II и его друга и придворного архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа, дает представление о так называемом фридерицианском рококо.

Мастера рококо в изобразительном искусстве — А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар, на картинах которых виртуозно запечатлены галантные сценки, мужчины и женщины в томно-жеманных позах и т. п. Кстати, по полотнам этих художников можно получить представление о сколь утонченной, столь и странной моде в стиле рококо: платья с широкими кринолинами внизу предусматривали «осиную» талию, что достигалось с помощью очень жесткого корсета. В дамские прически встраивались устрашающих размеров модели кораблей на всех парусах, макеты башен, корзины с фруктами.

В отличие от буколическо-пасторальной живописи литература a la rocaille была более откровенной и, отдавая предпочтение любовным приключениям, акцентировала внимание на чувственно-эмоциональных утехах («Опасные связи» Ш. де Лакло).

Легкая, веселая, кокетливо-игривая и жизнерадостная музыка рококо сегодня главным образом известна по произведениям В. А. Моцарта и Ф. Й. Гайдна.

Второе после Ренессанса пришествие античности — классицизм. По сравнению с барокко, которому обязан своим происхождением, он рационалистичен, постоянно поверяется логикой, математической точностью. Обращение к античной литературе и искусству не сводится к механическому копированию, а выливается в поиск эстетических образцов, которые лишь навеяны древнегреческой и древнеримской классикой. Воспроизводя античную форму (пропорциональность, симметрия, целенаправленность, чистота линий, тщательно выполненные детали, ясность сюжета и т. п.), классицизм выстраивал ее под себя и наполнял своим, отвечавшим времени и месту содержанием. Зародившись в Италии и Франции в XVI в., классицизм распространился по всей Европе и задавал тон в культуре вплоть до начала XIX столетия.

Во Франции, где классицизм был официальным направлением, он получил особенно интересное и масштабное воплощение. Так, здания выдержанные в безупречно античном духе, были мастерски вписаны в разбитые в строго геометрическом порядке французские парки с фигурно выстриженными деревьями и кустами. То есть природа, как и античная древность, тоже становится средой подражания, но корректируется с поправкой на веяния времени и моду большого и блистательного королевского двора (дворцово-парковый ансамбль в Версале, архитекторы Л. Лево и Ж. Ардуэн-Мансар; парадный фасад Лувра со сдвоенной колоннадой коринфского ордера, построенный по проекту Клода Перро (1667-1670).

В XVII в. классицизм почти безраздельно господствует во французской литературе, и специально созданная академия (1635) призвана поддерживать его высокий статус.

Родоначальник литературного классицизма — Пьер Корнель (1606-1684), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип». Крупные представители классицизма в литературе — Ж. Расин, Мольер (Ж. Б. Поклен), Ж. Де Лафонтен.

Теоретиком классицизма был поэт Николя Буало (16361711), создавший трактат-поэму «Поэтическое искусство», в которой изложил как собственное творческое кредо, так и основные принципы своих единомышленников. Ключевые строки этого произведения «Так пусть же будет смысл всего дороже вам, пусть блеск и красоту лишь он дает стихам» стали девизом классицизма.

Художественная задача классицизма — облагораживание, скрашивание действительности согласно законам разума, культивирование возвышенного и героического, игнорирование и ретуширование неприглядного. В изобразительном искусстве эти критерии отчетливо прослеживаются в творчестве таких признанных мастеров, как Николя Пуссен (1594-1665), Ж. Л. Давид (1748-1825), Юбер Робер (1733-1808); в музыке — Ж. Б. Люлли (1632-1887).

В период империи Наполеона I утвердился ампир (от фр. empire — империя) — стиль позднего классицизма, отличительные черты которого — строгие монументальные формы, тяжеловесность, торжественность, массивность, помпезность (например, Триумфальная арка в Париже, архитектор Ф. Шаль-грен).

В классицизме было принято отделять высокие жанры (историческая, мифологическая, религиозная живопись, трагедия, эпопея, ода) от низких (пейзаж, портрет, натюрморт, комедия, сатира, басня). При всей условности этой традиции она довольно твердо и долго соблюдалась, что, впрочем, не только не противоречит идеологии классицизма, но, напротив, более чем согласуется с ней. Ведь упрощенная схема, шаблон, эталон в литературе и искусстве классицизма такая же норма, как однозначные линейные этико-эстетические оценки с их максимализмом и категоричностью или раз навсегда заданные героические идеалы, в соответствии с которыми высшая доблесть и добродетель — это личная преданность королю, а наихудший порок — нарушение своего долга и обязательств по отношению к монарху. Традиция ранжирования, разбивки по сортам сочеталась с категоричностью, максимализмом, снобистской однозначностью при определении и «сортировке» человеческих достоинств и пороков, хорошего и плохого. Первоначально образ Гарпагона Мольера ярко и гротескно воплощал алчность и скупость, Тартюф того же драматурга — лицемерие и ханжество, Федра Ж. Расина — чувство неутоленной любви. Но со временем одни и те же типажи героев утратили индивидуальность, приелись, стали ходульными, качества, которыми они наделялись, стерлись, превратились в ярлыки и штампы.

Академизм в отличие от классицизма, из которого он вышел, по сравнению с ним проявляет себя более формально. Он узнается по отчетливо, иногда нарочито заявленным внешним элементам классического искусства Античности и Возрождения, тиражированию условных идеализированных образов и сюжетов. Характерные признаки академизма как направления в науке, искусстве, образовании — традиционализм, дистанци-рованность от реальной жизни, оторванность от общественной практики, догматическое следование канонам, ориентация на отвлеченные нормы красоты.

Если классицизм так или иначе был увязан с современностью, перекликался с ней, то академизм демонстративно отстранялся и устранялся от действительности, отворачивался от текущих событий и проблем и все больше отдалялся по своей тематике от того, что остро волновало и тревожило как отдельного человека, так и общество в данный момент, сегодня, сейчас.

Классицизм подготовил почву для культуры Просвещения и сам органично вошел в нее. Эпиграфами к культуре Просвещения вполне могут служить известный девиз Р. Декарта (15961650) «Je pense do^ je suis» («Я мыслю, следовательно, существую») и многие положения «Этики» Б. Спинозы (1632— 1677), в частности, мысли о том, что человек — часть природы, что воля людей совпадает с разумом, а все их действия включены в цепь мировой детерминации.

В XVIII в. влиятельное идейное течение, широко известное под собирательным именем Просвещение, оформилось и структурировалось как целостная система культуры, во многом предопределившая важные тенденции в последующем развитии Европы.

Идущую от классицизма идею Разума ярчайший представитель века Просвещения — а именно под таким названием вошло в историю XVIII столетие — Вольтер (1694-1778) дополнил идеей Прогресса. «Однажды, — предрекал он, — все будет лучше. Вот наша надежда!» — и эти две ведущие идеи как бы осенили культуру Просвещения.

Вольтер, Ш. Л. Монтескьё, Д. Дидро, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах и другие просветители горячо и искренне верили, что силой разума с помощью образования и науки произойдет «расколдовывание» мира, будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Невежество, считали они, вот мать всех пороков, неразумие причина всех бед.

Своеобразным кодексом просветителей стала книга основателя либерализма, английского философа Д. Локка (1632-1704) «Опыт человеческого разума» (1690). Отстаивание либеральных ценностей, прав, свобод и интересов личности — важная миссия апостолов Просвещения. Права, учили они, даны человеку по рождению, как бы самой природой. Они не милость власти. Власть — это то, что даруется обществом, гражданами, а каждый человек — сам себе правитель и сам себе политик. Нужно только твердо это осознать.

Общественная мысль века нашла разностороннее выражение в 35-томной «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» (1751-1780), в подготовке которой участвовали все видные французские просветители, но главная роль в ее создании принадлежит Д. Дидро.

Большое внимание просветители уделяли культуре, которую рассматривали в неразрывном единстве с человечеством. Она, по их мнению, раздвигает умственные горизонты людей, помогает им преодолеть традиционализм, то есть жить своим, а не чужим разумом.

Приоритетное место культура занимает в учении о счастье, к которому просветители пришли через древнегреческий эвдемонизм — идею о блаженстве как высшей цели человеческой жизни. В культуре они, конечно, видели определенную утилитарно-прикладную ценность (средство пропаганды и популяризации взглядов), но прежде всего придавали значение другому: тому, что она несет личности внутреннюю свободу и независимость от внешнего мира.

В художественной литературе XVIII в. заметное место занял метод просветительского реализма, узнаваемый по делению явлений и фактов общественной и частной жизни на разумные и неразумные. В Англии к такого рода произведениям относятся романы «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо (1660-1731), «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта (1667-1745), «История Тома Джонса, найдёныша» Генри Филдинга (1707-1754), комедия «Школа злословия» Ричарда Шеридана (1751-1816); во Франции — пьесы «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» Пьера Огюстена Карона де Бомарше (1732-1799). Совместить в своем творчестве просветительские идеи с жизненными реалиями стремилась плеяда художников, считавших, что их произведения окажут благотворное влияние на общество. Наиболее яркий представитель этого направления в Англии — У. Хоггарт (1697-1764), во Франции — Ж. Шарден (1699-1779).

Просветители провозгласили возможность изменить человека к лучшему, что дало повод называть эпоху Просвещения «золотым веком утопий». Упования Г. Б. де Мабли или Ш. Л. Монтескьё на благотворные преобразования под воздействием критики существующих общественных порядков чередовались с ожиданиями Вольтера учреждения разумного устройства в результате прогрессивных реформ просветленных высокими идеями монархов.

Впрочем, тезис о всесилии разума, не успев стать постулатом, подвергся активной проверке на прочность. И оспорил его один из авторитетных просветителей — Жан Жак Руссо (17121778). Правда, он впал в другую крайность: беззаветно идеализировал «естественное состояние» человечества и не без пафоса доказывал, что разрушение и порча природы и нравов людей — это следствие развития наук и искусств, то есть результат пагубного воздействия культуры. По Руссо, главное в человеке не знания, эрудиция, ум, а благородное сердце, не интеллектуальная составляющая, а добрые чувства и нравственная чистота. Он отрицал прогресс цивилизации, если тот угрожает этим ценностям, и противополагал ему культ природы Крен Руссо в эмоционально-чувственную сторону привел его к сентиментализму. Формула сентиментализма: разум может ошибаться. Руссо стал лидером и теоретиком направления, которое в конце XVIII — начале XIX в. в противовес просветительскому рационализму проявило повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека, как правило, крестьянина или ремесленника, живущего в отличие от праздных аристократов своим трудом («Рассуждение о начале и основаниях неравенства...», 1755; философско-педагогические романы «Юлия, или Новая Элоиза», 1761; «Эмиль, или О воспитании», 1762).

Яркий представитель литературного сентиментализма — английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768), автор «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» (1768) — сочинения, название которого дало имя целому литературному направлению. В центре повествования — любовные похождения путешественника, описания его переживаний и эмоций. Отдал дань сентиментализму великий И. В. Гёте. Драматические личные переживания его героя в романе «Страдания юного Вертера» заостряют внимание на самоценности человеческой души, извивах настроений, нюансах интимного мира чувств и мыслей. В изобразительном искусстве король сентиментализма — французский художник Ж. Б. Грёз (17251805)— автор назидательных картин-проповедей («Отец семейства, объясняющий своим детям Библию» и др.).

Век Просвещения, завершившийся Великой французской революцией, породил на своем излете массовую, рассчитанную на широкое потребление разными слоями буржуазного общества культуру (мелодраму, комиксы и т. п.), что немедленно вылилось в снижение вкусов и запросов. На этом фоне в конце XVIII — начале XIX в. романтизм выносит на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями. В литературе романтизму свойственны исключительность героев, борение возвышенных и низменных страстей, пересечение жизнеутверждающих начал с пессимистической описательной традицией, обилие контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность.

Примерно так же проявляет себя романтизм в общественной мысли, изобразительном искусстве, музыке. Культура, окрашенная романтизмом, фактически выстраивается как оппозиция Просвещению и его ценностям.

Теоретические основы романтизма сформулированы в трудах немецких философов братьев А. и Ф. Шлегелей и Ф. В. Шеллинга.

Идеал романтизма — объективно прекрасное. Если искусство интересно, но не прекрасно, это не искусство. Теоретики романтизма признают лишь то, что создано как плод озарения, творческого порыва, вдохновения, то есть по наитию, а не сознательно, по идее.

Наиболее крупные представители литературного романтизма — Новалис (Ф. фон Харденберг), Т. А. Гофман, Фридрих Шиллер — в Германии; У. Вордсворт, С. Кольридж, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли — в Англии; Ф. Шатобриан, Л. Ж. де Сталь, А. Ламартин — во Франции; А Мицкевич — в Польше.

В живописи романтизм связан с творчеством Э. Делакруа, Т. Жерико (Франция), Ф. О. Рунге (Германия), Дж. Констебля, У. Тернера (Англия).

Романтические произведения в музыке создавали Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, Р. Шуман (Германия), Г. Берлиоз (Франция), Н. Паганини (Италия). Всерьез и надолго романтизм утвердился в истории балета, и начало этому положила премьера на сцене Парижской оперы в 1832 г. «Сельфиды», поставленной хореографом Филиппо Тальони.

Романтизм — это все, что не удовлетворено действительностью, не умещается в ее всегда слишком тесных для него рамках и остро тоскует по переменам. Романтические произведения воспевали устремленность личности к безграничной свободе, приветствовали жажду совершенства и обновления жизни, героику протеста и борьбы с «мировым злом», «мировой скорбью». Известным манифестом романтизма стали публикации Шиллера «О грации и достоинстве» (1793) и «Письма об эстетическом воспитании» (1793-1795). В них утверждается, что искусство — царство видимости, но с подлинной человеческой жизнью; что сверх искусства ничего более нет; что именно оно — главное орудие культуры, важнейшие функции которой — охрана чувственности и охрана личности. Красота, по Шиллеру, не может быть вне нравственности, а, по Шлегелю, выше произвола поэта нет закона. Реалиям окружающего мира противопоставляются художественный вымысел и интуиция. Таким образом, романтики в отличие от просветителей выдвинули на первый план не человека разумного, а человека духовного. Они не дистанцируются от Бога, не присоединяются к Вольтеру и его сторонникам в их атеизме, а, напротив, обращаются к христианской религии и вере как к величайшим ценностям.

Именно романтики стали первыми историками культуры (выше уже говорилось об И. Г. Гердере). Интерес к национальному прошлому, к истокам и традициям как родной, так и других культур при всех издержках (анахронизм, идеализация) трудно переоценить, тем более что к минувшему они обращались, чтобы лучше понять настоящее. Их историзм служил прежде всего сравнению, выяснению различий прошлого и современности, а не подражанию тому, что было, или тем более возврату к нему. Сильная сторона романтиков — первостепенный интерес к современности, к настоящему.

Ключевые слова: Просвещение, Культура
Источник: Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019
Материалы по теме
Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
Психоаналитическая интерпретация родства, семьи и культуры
Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов...
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Влияние культуры на сферу потребления
И.А. Арташина.. Поведение потребителей
Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков...
СМИ и особенности культуры современного общества
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Культура Европы XIX-XX вв.
Монина Н.П., Культурология
Оставить комментарий