Культура Европы XIX-XX вв.

События и результаты культурной жизни показывают, что XIX столетие по-своему распорядилось культурным наследием эпохи Нового времени. Философия просветителей скоро потеряла свой научный характер, художественны образы Просвещения оказались недолговечны, просветительские идеи государственного и общественного устройства быстро устарели. Но главная идея Просвещения освобождение личности от авторитета власти и религии была достигнута и сохранила свое непреходящее значение. Реализация этой цели продолжалась в XIX в. и сопровождалась борьбой взглядов и направлений, художественных стилей и принципов.

События политической, социальной и культурной жизни стимулировали общественную активность католической церкви. Она начала взаимодействовать с новыми формами культуры, исходить из новых представлений о человеке, времени и общественных ценностях. Нельзя не признать тот факт, что крушение прежних духовных идеалов, всеобщее сомнение оставили неизменным и устойчивым христианское мировоззрение, что во многом отвечало духовным и моральным запросам людей в первой половине XIX в. Именно тогда произошло соединение христианского и демократического движений.

Одним из величайших открытий европейской культуры стала идея социальной сущности человека, которая легла в основу массовых движений века - от научных кружков и обществ до профсоюзов и политических партий. Она же сделала демократическое движение важнейшим фактором культурной жизни XIX столетия. Под воздействием новых социальных учений находилась и художественная жизнь общества.

Промышленный переворот способствовал коренным переменам и в сознании человека. В общем культурном прогрессе XIX в. стал революционным не только в политическом, но и в техническом и социальном плане, объединив и сконцентрировав огромное количество людей в промышленных центрах, где жизненные условия существенно отличались от привычных. Все новые миллионы людей, приходивших из деревни, втягивались в городскую жизнь. Вчерашние выходцы из деревни утрачивали корни вековой культуры, а культура городской элиты оказалась для большинства из них недоступной. Это вело к формированию нового слоя городской маргинальной культуры.

Новые условия материального производства требовали развития массового образования - основы культурного производства. Через образование происходило распространение не только научных и технических знаний, но и художественных ценностей. Стремление к овладению знаниями, преодолению невежества охватило взрослые слои населения. Создавались разнообразные школы, курсы, училища, которые резко повысили духовный уровень людей. Развитие образования в свою очередь устраняло одно из самых существенных различий в обществе — различие между образованными и необразованными людьми. Происходило выравнивание исторических различий, установление единообразия жизни, которого не знали прошлые века.

Таким образом, индустриальная культура сыграла большую роль в совершенствовании духовных основ западноевропейского общества, в преодолении рационалистических ориентиров в развитии культуры человека. Как следствие этих процессов в обществе все острее стала ощущаться потребность в красоте, в утверждении эстетически развитой личности, в углублении реального гуманизма. Для удовлетворения этих потребностей были предприняты реальные шаги по воплощению в жизнь свободы, равенства, братства, гармонизации отношений между людьми. Цивилизация индустриальной эпохи, осознав глубокий разрыв между идеальным и реальным, между возможностями человеческого духа и социальной действительностью, породила могучую творческую энергию, направленную на создание новых духовных ориентиров и художественных ценностей.

В целом развитие культуры XIX в. идет под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. Данная тенденция проявилась прежде всего в том, что в искусстве все большее значение приобретает не то, что художник изображает, рассказывает или выражает, а то, как он это делает, какими средствами и в какой форме. Отсюда повышенное внимание к поиску формы, новых выразительных средств, необычного угла зрения и т. д. Данная тенденция проявилась также в том, что предметом искусства все чаще становится не окружающий мир и природа, а внутренний духовный мир человека и самого художника, жизнь сознания и психология.

Поэтому характерной чертой культуры XIX в. является отсутствие какой-либо единой доминанты - видовой, родовой, жанровой. Происходит своеобразная передислокация видовых и жанровых форм художественного освоения действительности. Одни отодвигаются на второй план, как, например, архитектура, другие выдвигаются на авансцену, например поэзия и музыка. В этом процессе были задействованы и принципиально новые способы художественного творчества, порожденные развитием техники, — фотография, кино и т. п.

В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

  • фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;
  • феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;
  • экзистенциализм - поставивший в качестве анализа сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых пограничных ситуациях, связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека.

Культура постмодерна

Постмодернизм - понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Постмодернизм как парадигма современной культуры представляет собой общее направление развития европейской культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX в.

Возникновение постмодернистских тенденций в культуре связано с осознанием ограниченности социального прогресса и боязнью общества, что результаты этого прогресса поставят под угрозу уничтожения само время и пространство культуры. Постмодернизм как бы должен установить пределы вмешательства человека в процессы развития природы, общества и культуры.

Поэтому постмодернизму свойственны:

  • поиски универсального художественного языка;
  • сближение и сращивание различных художественных направлений;
  • «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие, эклектизм, коллажность, царство субъективного монтажа.

Характерными чертами постмодернизма являются:

  • ориентация постмодернистской культуры на все слои общества (т. е. и на «массу», и на «элиту»);
  • существенное влияние искусства на внехудожественные сферы человеческой деятельности (на политику, религию, информатику и т. д.);
  • стилевой плюрализм;
  • широкое цитирование в постмодернистских творениях произведений искусства предшествующих эпох;
  • иронизирование над художественными традициями прошлых культур;
  • использование приема игры при создании произведений искусства.

Культура постмодерна становится принципиально новым явлением. Отказавшись принять в качестве своего основания классические ценности, она ищет опору в древнейшем для западно-европейской культуры источнике - диониссийском начале, противостоящем аполлоновскому началу. Дионисийское начало характеризуется динамизмом, иррациональностью, безграничной свободой. Порождаемая им культура постмодерна имеет двойственное значение:

  • с одной стороны, постмодерн приоткрывает завесу над многогранным миром повседневности;
  • с другой - связывает его с архаическими формами культуры.

Постмодерн - это духовное направление современной культуры, строящееся на отказе от иерархии, от оценок и от сравнений с прошлым.

Новые тенденции в культуре XX в. получили широкое социальное значение и проявились в процессах эгалитаризма, либерализма и феминизма.

Эгалитаризм (в пер. с фр. - равный) - это общественное явление, устанавливающее равенство всех людей независимо от их общественного или экономического положения.

Либерализм (в пер. с лат. - свободный) - социально-политическое учение о свободе граждан перед государством и перед другими людьми.

Феминизм - общественное течение, выступающее в защиту прав женщин. Эти явления приводят к политическому, экономическому и интеллектуальному равенству, или тотальной усредненности. Ориентация на среднего человека противоположна любой иерархичности. Все большую необоснованность демонстрирует всеобщее установление систем институтов, табу, норм, направленных на подавление естественности и спонтанности повседневности сферы индивидуального бытия.

Теоретики постмодерна - Ш. Бодлер, 3. Фрейд, Ж. Дер-рида, Ж. Делез, П. Рикёр, - понимая разрушительность конструирующего рационализма, предлагают новые способы структурирования культуры как смыслового континуума: деструкцию (М. Хайдеггер) и деконструкцию (Ж. Деррида). Деструкция - это процесс переосмысления на основе критического пересмотра имеющегося материала. Деконструкция - это переосмысление с целью создания нового содержания.

Различие культур модерна и постмодерна выражается в противоречивости парных понятий, выделяемых Ж. Деррида и И. Хассаном. Бинарные (парные) понятия сформулированы на базе понимания культуры как совокупности дискурсов или текста. Бинарная оппозиция понятий модерна и постмодерна свидетельствует о том, что постмодернистский дискурс не выводим из модернистского и не является его критическим переосмыслением. Постмодернистский дискурс абсолютно иной: в нем доминирование смещается в направлении иного понятия бинарной пары. Ж. Деррида представляет культуру постмодерна как результат смещения акцента на вторую часть бинарных понятий: добро/зло, речь/письмо, свет/тень, мужчина/женщина; И. Хассан выделяет иные бинарные пары: «след, поверхность, неопределенность, текст». Понятие «след» замещает понятия «истина», причина этого - это единственное, что мы можем знать. Понятие «поверхность» смещает понятия «глубина» и «сущность», так как в повседневности большее значение приобретают случай и игра. Понятие «неопределенность» подменяет понятие «определенность», становясь определяющим мышление компонентом. Понятие «текст» вытесняет понятие «жанр текста», освобождая творческие способности от традиционных правил.

В целом культура постмодерна есть смысловое целое, не зависимое от любых иерархий и образуемое в результате деконструкции разрушения прежней структуры культуры и форм интеллектуальной деятельности для построения абсолютно новых их форм. Негативное отношение постмодерна к традиции и нравственным нормам не только ведет к смещению стилей, стиранию имен дат, к игре языка вне правил грамматики, но и к реконструированию доцивилизационных форм культуры, ведущих к общей деградации - умственной и нравственной.

Ключевые слова: История, Культура
Источник: Монина Н.П., Культурология
Материалы по теме
Русская культура 19 века
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Монина Н.П., Культурология
Серебряный век в русском искусстве
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Морфология культур О. Шпенглера
Монина Н.П., Культурология
Северное Возрождение
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Франко фламандская живопись XIV-XVII веков
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Специфика социокультурной динамики Запада
Монина Н.П., Культурология
Ренессанс во Франции
Кравченко А. И., Культурология: Учебное пособие для вузов — 4-е изд — М Академический Проект...
Оставить комментарий