Страдания и ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов, раздражительность, ослабление интересов и способности к концентрации, а также озабоченность жалобами на физическое состояние являются обычными проявлениями депрессивных расстройств у взрослых и подростков. У детей, не достигших переходного возраста, может наблюдаться похожая клиническая картина, которая, однако, является менее четкой.
![]()
По этой причине среди психиатров до сих пор нет единого мнения относительно того, насколько распространены среди детей депрессивные состояния и в чем они проявляются, если не принимают характерной для депрессии взрослых формы. Факты, которые могли бы дать ответы на эти вопросы, еще недостаточно убедительны. Согласно лонгитюдинальным исследованиям, дети, имеющие эмоциональное расстройство в предпубертатном периоде, далеко не всегда, вырастая, страдают депрессивными состояниями. Согласно ряду исследований, многие эмоциональные расстройства детского возраста снимаются антидепрессантами. Но таких исследований немного, и их интерпретация вызывает некоторые сомнения. Если попытаться обобщить имеющиеся ограниченные факты, то можно прийти к заключению, что тяжелые формы депрессии чрезвычайно редко встречаются среди детей, не достигших подросткового возраста. Более легкие варианты депрессивных нарушений, конечно же, возникают и у детей, но они, вероятно, встречаются в детстве менее часто, чем в подростковом возрасте или у взрослых. Вместе с тем отмечающиеся у детей депрессивные расстройства обычно несколько отличаются от аналогичных расстройств взрослых.
Депрессивные расстройства у детей более привязаны к специфическим ситуациям, значительно легче проходят и менее часто сопровождаются потерей веса и общим замедлением физиологических процессов в организме. Вместе с тем симптомы переживания страданий и чувства собственной «несчастности» очень часто наблюдаются у детей как составная часть расстройств иного типа, как эмоциональной, так и поведенческой природы.
У детей, так же как и у взрослых, в возникновении депрессивных состояний важную роль играют генетические факторы, но влияние факторов среды не менее существенно. Наиболее серьезным обстоятельством, которое способствует началу депрессии, представляется прекращение близких связей или отношений. Связанные с разрывом переживания могут возникать непосредственно в момент разрыва и приводить к немедленному возникновению депрессии, но их действие может сказываться и позже, когда годовщины разрывов, смертей или аналогичные им обстоятельства приводят к оживлению воспоминаний об утрате. Сказанное можно проиллюстрировать на примере случая с мальчиком-подростком, избегающим социальных контактов, которого пришлось поместить в больницу с весьма серьезным депрессивным расстройством, возникшим у него после внезапной смерти отца. Он поправился в течение двух месяцев, но на следующий год за неделю, предшествующую годовщине смерти отца, снова погрузился в состояние тяжелой депрессии и возбуждения, и ему опять срочно потребовалось лечение. Во время второй годовщины со дня смерти отца его депрессивное состояние было относительно легким и длилось несколько недель, после чего он вскоре поправился.
Далеко не все дети с депрессивными состояниями нуждаются в антидепрессантах. Когда же в подобных случаях детям назначают лекарства, их прием необходимо совмещать с некоторыми формами психотерапии, уменьшающими влияния социальных факторов окружающей среды, которые развивают депрессию.