Факторы, определяющие спрос и предложение

Анализ спроса и предложения не только помогает проникнуть в суть проблем государственной политики, но выполняет и другие функции. Самое главное - он помогает предсказать, как рыночные факторы скажутся на равновесных ценах и количествах товаров. Поскольку эти факторы определяются точкой пересечения кривых спроса и предложения, то все, что способствует изменению или перемещению этих кривых, естественно, приведет к изменению и равновесных цен, и количества товаров, причем эти изменения вполне предсказуемы. В следующих нескольких главах мы подробно остановимся на исследовании факторов, определяющих вид и состояние рынка, а сейчас просто перечислим наиболее важные из них.

Факторы, определяющие спрос
Доходы. Совершенно очевидно, что доход влияет на количество товаров или услуг, которые покупатели купят по любой цене. Спрос большинства товаров при любой цене возрастает при увеличении дохода. Товары, обладающие этим свойством, называют обычными товарами. Так называемые товары низшего качества (например, говядина с высоким содержанием жира) не относятся к этой категории - спрос на такие товары при любой цене падает с увеличением дохода, поскольку с ростом дохода потребители предпочтут покупать товары более высокого качества (например, постное мясо предпочтут жирному).

Вкусы. Люди имеют разные вкусы, которые к тому же со временем могут изменяться. Например, в западных странах принято пользоваться мягкой мебелью, между тем как жители большинства восточных стран предпочитают сидеть на полу «по-турецки». Поэтому в западных странах спрос на мягкие кресла будет большим, чем на Востоке. Или, например, спрос на короткие юбки резко изменяется на протяжении десятилетий.

Цены на товары, заменяющие или дополняющие друг друга. Рацион многих людей включает в себя яичницу с ветчиной. Для таких людей резкий рост цен на ветчину приведет к уменьшению потребления не только ветчины, но и яиц, поскольку в их рационе эти продукты дополняют друг друга. При наличии товаров-заменителей, таких, например, как чай и кофе, рост цен на один продукт вызывает повышенный спрос на другой.

Ожидания. На текущие решения людей относительно совершения покупок значительно влияет их взгляд на перспективу. Те, кто в будущем ожидают резкого увеличения доходов, вероятно, потратят сегодня большую сумму, чем те, кого ожидает в будущем уменьшение доходов. Чем больший рост доходов ожидается, тем меньше необходимость откладывать покупки на будущее. Аналогично этому люди часто увеличивают покупки товаров, цены на которые могут резко возрасти в ближайшие месяцы.

Население. В целом чем больше рынок, тем больше будет приобретено товаров и услуг при любой заданной цене. В городах с растущим населением спрос, к примеру, на жилье год от года возрастает, в то время как в городах с убывающим населением он снижается.

Факторы, определяющие предложение
Технология. Количество товара, который продавцы готовы предложить по любой заданной цене, главным образом зависит от издержек на производство этого товара. К примеру, разработка более эффективного способа ловли омаров уменьшила бы издержки на их добычу, что сказалось бы на перемещении кривой предложения вправо.

Цена факторов производства. Издержки производителя определяются средствами, израсходованными им на факторы производства: выплату заработной платы рабочим, приобретение средств производства и т. д. Если, например, возрастет цена на лодки или поднимется зарплата ловцов омаров, то кривая предложения омаров переместится влево.

Число продавцов. Чем больше фирм предлагает какой-либо товар, тем большее количество этого товара предлагается по любой данной цене. Так, чем больше компаний возьмутся за выпуск компьютеров, тем больше кривая предложения персональных компьютеров переместится вправо.

Прогнозы. При принятии текущих производственных решений продавцы, несомненно, будут ориентироваться на ожидаемые изменения цен. Например, если прогноз обещает резкий скачок цен на мясо в связи с эпидемией среди молодняка крупного рогатого скота, то фермер, вероятнее всего, придержит готовое к продаже мясо в расчете на получение дополнительной прибыли в будущем.

Погода. Для некоторых товаров, особенно сельскохозяйственных, погодные условия оказывают огромное влияние на кривую предложения. Например, в засушливые годы кривая предложения многих продовольственных товаров сильно перемещается влево.

Безусловно, приведенный перечень факторов, определяющих спрос и предложение, отнюдь не исчерпывает всего их множества.

Изменения спроса и изменения требуемого количества товара
Выражение «изменение спроса» подразумевает перемещение всей кривой спроса. Когда, например, средний уровень доходов покупателей изменяется и кривая спроса перемещается, то имеет место изменение спроса. Выражение «изменение требуемого количества» подразумевает перемещение вдоль кривой спроса. Например, падение цены на какой-либо товар вызывает увеличение требуемого количества товара, но не увеличивает спрос.

Аналогичным образом можно объяснить различие в выражениях «изменение предложения» и «изменение предлагаемого количества товара». Эти терминологические различия применяют и во время занятий в аудитории, и при сдаче экзаменов, так как они обеспечивают более точную передачу мысли.

Источник: 
Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение