Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и предложения

Процесс общественного воспроизводства предполагает экономическое равновесие как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Формы равновесия разнообразны — соответствие между ресурсами и потребностями, производством и потреблением, спросом и предложением и т.д.

При анализе макроэкономического равновесия необходимо соблюдать такие требования, как:

  1. соответствие общественных целей и реальных экономических возможностей;
  2. полное использование всех экономических ресурсов общества (труда, земли, капитала);
  3. общая структура производства приведена в соответствие со структурой потребления;
  4. наличие свободной конкуренции, равенства всех покупателей на рынке, неизменность экономической ситуации, замкнутость экономической системы;
  5. идеальное равновесие на всех рынках микроэкономического уровня.

При анализе макроэкономического равновесия широко используются совокупные показатели— ВНП, ВВП, НД. В связи с этим макроэкономическое равновесие можно рассматривать с помощью совокупного спроса и совокупного предложения.

Макроэкономическое равновесие совокупного спроса и совокупного предложения достигается, когда желание покупателей приобрести определенный объем товаров и услуг при данном уровне цен совпадает с желанием продавцов продать такое же количество товаров и услуг при том же уровне цен.

Графическое пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения отображает равновесный реальный объем национального производства и равный уровень цен (рис. 14.3).


Если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, изменяется реальный объем ВНП. Уровень цен остается неизменным. Если совокупный спрос увеличивается, цены остаются неизменными. Реальный объем производства возрастает.

На промежуточном отрезке кривой совокупного предложения изменение совокупного спроса приводит к изменению цен и объема производства, т.е. к изменению и номинального, и реального ВНП.

На вертикальном отрезке сдвиг кривой совокупного спроса сопровождается только ростом цен (инфляцией спроса), реальный ВНП не изменяется. Если совокупный спрос увеличится, цены возрастут, а реальный объем производства останется неизменным.

Проблема макроэкономического равновесия — одна из самых острых и дискуссионных в экономической науке. Существуют две основные точки зрения по данному вопросу — классическая и кейнсианская.

Классическая школа рассматривала модель макроэкономического равновесия в краткосрочном периоде и в условиях совершенной конкуренции. Основная концепция гласит, что предложение товаров само создает собственный спрос; произведенный объем продукции автоматически обеспечивает получение такого дохода, который достаточен для полной реализации всех товаров, следовательно, предложение и спрос количественно совпадают (рис. 14.4).


Эта концепция основана на учении А. Смита о свободе рынка, о неограниченной свободной конкуренции. Как утверждает Ж. Сей, сами законы рынка делают невозможными как перс производство, так и недопотребление общественного продукта. Это положение о бескризисной реализации общественного продукта получило название «закон Сея».

Последователи классической школы в наше время утверждают, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Рыночная экономика — это саморегулирующаяся рыночная система, в которой автоматически обеспечивается равенство доходов и расходов при полной занятости ресурсов. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебание которых предполагает уравнивание спроса и предложения. Вмешательство государства приносит только вред.

Кейнсианская школа полагает, что экономика развивается не так гладко, а заработная плата, цены и процентная ставка настолько гибки, что могут привести к соответствию спроса и предложения на макроэкономическом уровне (рис. 14.5). Заработная плата на основе официального законодательства и договорной системы может снизиться, а безработица может ре-аль-но возрасти. В период депрессии падение совокупного спроса приведет к падению объемов производства и сокращению спроса на труд.


Классическая школа считает, что кривая совокупного предложения AS имеет вертикальный вид, а изменение совокупного спроса влияет только на уровень цен, но не затрагивает объемов производства и занятости трудовых ресурсов. Кейнсианская школа полагает, что кривая совокупного предложения является либо горизонтальной в период глубокого спада и неполной занятости ресурсов, либо восходящей в период подъема экономики и увеличения занятости ресурсов.

Темы: Предложение, Спрос
Источник: Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Материалы по теме
Предложение и спрос земли
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Анализ спроса и предложения
Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение
Факторы, определяющие спрос и предложение
Университетский учебник - Франк Р.Х. - Микроэкономика и поведение
Спрос и предложение
Азбука валютного дилинга
Модель спроса и предложения
Азбука валютного дилинга
Состояния спроса и задачи маркетинга
Маркетинг. Учебное пособие
Предложение денег
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 2
Обособление приложений предложения
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Комментарии
Аватар пользователя Гость
Игорь Кутырь

Приведенные фундаментальные теории и их современные ответвления основаны прежде всего на поведенческом факторе формирования потребностей общества. Усолвершенствоание теоррий и моделей описания развития экономических систем было вызвано необходимостью описать происходящее в общественных ситемах развитых стран. И с такой задачей успешно справились и справляются научные кадры благодаря развитию математического аппарата и способов отслеживания социального поведения. и чем более информативно открытм становится социальная среда, тем более предсказуемым становится поведенияе социума под воздействием внешних информационных раздражителей. А соотвественно тем проще становится описательные функции потребительских предпочтений. Поэтому при данной теории экономического базисса развития социума - неизбежно формирование новой, при чем абсолбтно фаталистической теории о предельности пространтсва развития цивилизации. И мы уже на сегодня наблюдаем внедрение информационных вбросов социальную систему о двух путях цивилизационного генезиса: "олдскульный" - экспансия территорий вне планеты, "нео....ский" - сокращение круга потребителей.
В рамакх теорий, базовым фактором стоимости, в которых выступает субьективная оценка индивидуама, экстраполированная до общественного мнения, не возможно решить задачу гармоничнрого развития цивилизации вне зоны комфортного (взаимовыгодного с природной средой) размера.
Поэтому не выработав новой теории развития, цивилизация обречена на доживание долгое либюо короткое в рамках двух указаных мной выше путей.

Оставить комментарий