Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».
Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:
- жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
- дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
- поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
- поощрение диверсификации,
- антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.
Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.
В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:
- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.