Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

Антимонопольное законодательство впервые осуществлено в США в виде знаменитых «антитрестовских законов», которые позже были восприняты всеми рыночно развитыми странами мира. Для отечественной экономики, с ее невиданным уровнем монополизации производства и обращения, антимонопольное регулирование становится главным условием перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами:

  • жесткий контроль над ценами предприятий-монополистов,
  • дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур,
  • поддержку конкуренции (в том числе и посредством контролируемого допуска на отечественный рынок иностранных производителей),
  • поощрение диверсификации,
  • антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Монополизм относится к числу имманентных тенденций рыночной экономики. К тому же формы монопольного статуса способны изменяться, приспосабливаясь к специфике конкретных сфер. Поэтому антимонополизм образует постоянное направление государственного регулирования рыночной экономики.

Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы.

В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

  • или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения,
  • или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен,
  • или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства.

Ключевые слова: Право, Экономика
Источник: Мамедов О., Германова О. и др. - Современная экономика - 2000
Материалы по теме
Предмет, функции и методы экономики. Взаимосвязь экономики и права
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Международные правовые основы внешнеэкономической деятельности
Маркетинг. Общий курс., Под редакцией Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона
Право и экономика в философии
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Экономические и правовые аспекты собственности, её юридическое содержание
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
Экономические и правовые основы залога недвижимости
Шевчук Д. А., Экономика недвижимости. Конспект лекций
Содержание, понятие и структура коллективного договора
Зюков П. Н., ТРУДОВОЕ ПРАВО Шпаргалки, 2009
Классификация социально-экономических систем
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 1
Региональная экономическая интеграция
Акулич. Международный маркетинг
Оставить комментарий