Теории гениальности

Вероятно, первым в новой истории был французский философ Гельвеций XVIII в., размышлявший о гениальности в общем контексте исследования человеческого мышления.

В известном трактате «Об уме» он отстаивал идею о приобретённом, социальном характере становления и развития способностей личности. По его убеждению, любой человек при правильном его воспитании может достичь выдающихся результатов.

В XIX в. немецкий философ А. Шопенгауэр в своих «Максимах» (1851) детально рассмотрел проблему гениальности - исключительно с феноменологической стороны. Он трактовал достижения гениев как результат уникального сочетания способностей, в основном врождённых, которые, однако, могут проявиться при благоприятных условиях среды.

Такие же взгляды, получившие название «теории качественного превосходства», высказывали такие мыслители, как Р. У. Эмерсон (США) и Т. Карлейль (Великобритания).

В наши дни подобные позиции занимают, как уже упоминалось, большое число западных учёных.

И.П. Павлов установил и описал два заметно различающихся типа личности, названных им «художником «и «мыслителем». Сейчас это объясняется ведущей ролью в процессе мышления одного из двух полушарий - правого или левого. Но распространение закономерностей, присущих одним видам творчества в основном, в искусстве, на все остальные, вносит только путаницу в вопрос гениальности, так как гениальность не определяется исключительно рациональным или творческим мышлением.

Следующая группа теорий, относящаяся уже к нашим дням, утверждает наличие дара творчества у всех людей, но в меньшей степени, чем у гениев. А гениальность - это результат количественного превосходства, достигаемый при благоприятных социальных условиях (соответствующее воспитание и образование, высокая социальная значимость продукта творчества и т.д.). Если коротко, то гений - это верхний предел непрерывного распределения способностей, дающий значительно более высокие результаты.

Перед нами, таким образом, практическое приложение закона диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Но с учётом сказанного выше о теориях «качественного превосходства», можно повторить: диалектика здесь одна и может быть применима, т. к. качественный скачок налицо. Но вот достаточных оснований для такого скачка наукой не выявлено ни в самом нервном субстрате, ни в регистрируемых сегодня характеристиках работы мозга. Вероятнее всего, диалектические законы действуют по-другому.

Каждая из отдельных теорий способны выявить и объяснить лишь некоторые стороны или грани гениальности, но не описать ее в целом.

До настоящего времени изучение гениальности проводилось в двух основных аспектах:
• деятельностном, реально воплощаемом в продукте творчества (основными критериями которого являются новизна и социальная значимость);
• психологическом-субъективно (интроспективно или наблюдением) или объективно (инструментально) фиксируемых процессов, состояний и проявлений в ходе творческой деятельности.

Гениальность это высшая степень творческой одарённости личности, включая способность её мозга формировать (при решении сложных проблем с числом случайных или лабиринтных переборов порядка сотен тысяч и более) под действием ультрастабильной доминанты и контролируемого, устойчивого и продолжительного эмоционального разряда, гетерогенную большую функциональную систему обеспечения интеллектуально-мнестических функций или гиперсистему, результатом работы которой является познание определённых сторон сущности явлений и объектов действительности, актуализируемое в предметной или духовной сферах деятельности и составляющее эпоху в жизни общества и развитии культуры.

Источник: 
Ридецкая О.Г., Психология одаренности