Талантом - называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, - долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.
Досхоластический период.
1. Античная философия - это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.
Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, - человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям. Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества. Источником и причиной творчества служит одаренность - особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.
Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.
Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.
На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол. Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.
Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие - одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).
Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.
- Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
- Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
- К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
- За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.д.
Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты - менее глубокое.
Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.
Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».
Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант - творит рационально, на основе продуманного плана.
Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.
Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.
В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.
Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.
Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.
Критериями гениальности научного открытия принято считать:
- новизну и оригинальность;
- значимость, ценность для общества;
- совершенство исполнения.
Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.
Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:
- врожденная одаренность;
- собственные усилия;
- ближайшее окружение;
- ситуация в обществе в целом.
Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:
- интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
- творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
- самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
- реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
- чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.
Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.
Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.
В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».
Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.
Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.
Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.
В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
Согласно С. Л. Рубинштейну:
«все специальные способности человека - это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности... к обучению и труду».
Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.
Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).
Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями - индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.
"Талантливый" трактат
ТАЛАНТ
Когда задача нелегка –
Ждёт премия наверняка,
Того, кто сделал холодильник
Из спичечного коробка…
Чем может преподать урок –
В СВОЁМ ТАЛАНТЕ – ВИДЕТЬ ПРОК!..
СЕСТРА ТАЛАНТА
Был скромен, юн и сдержан в речи, он…
Она была – под стать ему во всём…
Так он спросил: «Что делаете вечером?»
Она же – скромно, лаконично – «ВСЁ!»
ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ
Талантов в нём – не перечесть;
Умел в чужой карман залезть,
Подделать подпись на купонах…
«Поклонники» лишь… сплошь в погонах.
ВУНДЕРКИНД
Едва сумел он подрасти,
Уж мог считать до десяти!..
Считал и дальше, карапуз ---
«ВАЛЕТ»… «ДАМА»… «КОРОЛЬ»… «ТУЗ»…
ЗАВИСТЬ И ТАЛАНТ
Глупец кричал всех громче, вряд ли,
Что стал он более понятлив…
А, коль завидуют Таланту,
Наверняка – Талант талантлив!
ТАЛАНТ -- НЕ ПРОПЬЁШЬ!
("Тапёр и его макака")
-- Что ты, ковбой, поник главой,
Когда есть виски и покой?..
-- Покоя – нет, коль обезьяна,
Свой мочит хвост в моём стакане!..
К печали с этой обезьяной –
Тапёр, за фортепьяно, пьяный!..
-- Наш друг-тапёр, что нынче пьян,
Содержит диких обезьян…
Лишь эта резвая макака,
Ему покорна, как собака!..
-- … Проснись, тапёр! Не будь так прост,
казаться пьяным –
ТВОЯ МАКАКА МОЧИТ ХВОСТ В МОЁМ СТАКАНЕ!!!
-- Сисся-с с-спою… уже – пою! Готовьте «мани»:
«Тво-я ма-ка-ка мо-чит хвост в мо-ём ста-ка-не-е-е…»
ЗАРЫТЫЙ ТАЛАНТ
"Не зарывать Талант!" – не новость Века…
Не нов и глас сказания сего:
Хоть скромность украшает человека,
В ней -- первый шаг к безвестности его!
Я -- ТАЛАНТ
("Своё видение")
"Во Время Накопления
Есть времена идей…
Блатуй же в своём времени
С сигарою... во рте-й!"
В.Шебзухов «Пост модерну»
Спросил у автора картины посетитель:
«Лицо квадратное в картине — разъясните!
И почему на ней всё небо красное?
Трава вдруг в краске голубой — не ясно мне!
Не откажи в любезности, творец…
Чтоб всё мне стало ясно, наконец!»
Ответил посетителю художник:
«Мне на вопросы отвечать не сложно!
Я вижу мир своими лишь глазами.
Свой взгляд на мир у каждого, всяк знает!»
— «Коль взгляд такой от Господа достался,
Тогда на кой… в художники подался?»
ГЕНИЙ И ТАЛАНТ
«Неудача – мать Гения»
Наполеон
«Ай-да, Пушкин! Ай-да, сукин сын!»
Восклицание А.С.Пушкина
Открывший МИРУ, в «Новый мир» окно,
Пороги обивает всё равно…
Талантливый – и впрямь во всём талантлив!..
Жаль, Гению – Таланта не дано!
Свою увидев выбранную цель,
Уж попадёт, талантливый, поверь!
За сей талант, пожалуй, не обидят...
Лишь Гений попадёт -- где Цель не видит!