Гении - идиоты

Этот странный термин относится к известному и широко освещенному в специальной и популярной литературе феномену - людям с недостаточным общим развитием интеллекта. Верхний порог олигофрении соответствует показателю IQ около 80, а три ее последовательные стадии - имбецильность, дебильность и идиотия.

Незначительная часть олигофренов демонстрирует чрезвычайно высокие, как правило, уникальные способности в определенных, узкоспециализированных видах деятельности:
• чрезвычайно быстрое (сопоставимое с работой мощного компьютера) выполнение в уме различных математических операций с многозначными числами ;
• календарное датирование: определение дня недели, соответствующего произвольно взятой дате (или наоборот) на глубину до 50 000 лет в будущее и прошлое;
• мгновенное визуальное определение размеров материальных объектов и расстояний с ошибкой, сопоставимой с инструментальным измерением (не более 1-2 мм.);
• визуальная регистрация / фиксация и воспроизведение длительной быстроменяющейся последовательности произвольных событий или объектов;
• регистрация / фиксация и воспроизведение в мельчайших деталях неопределенно большого объема информации (материальные объекты, тексты, музыкальные произведения и т.д.); это явление обычно связывают с т.н. эйдетической памятью;
• владение десятками языков, и т.д.

Проблема «идиотов-гениев» после очень долгого перерыва попала в зрения множества СМИ и стала предметом самых причудливых спекуляций после недавней публикации результатов исследований австралийских ученых А. Снайдера и Д. Митчелла. Используя новейшие медицинские методики, они получили общую картину работы различных отделов мозга, причем, на различных этапах развития психики - как у младенцев, так и у взрослых людей. Было исследовано также значительное число лиц из разряда «идиотов-гениев».

Уникальные способности последних объясняются авторами отсутствием «цензуры» сознания над работой подсознания; у младенцев, сознание которых первое время практически «молчит» это выражено в наиболее явной форме.

Авторы пришли к выводу о наличии таких же способностей (потенциально, в непроявленном виде), маскируемых той же «цензурой сознания» у большинства обычных людей, однако, они могут быть задействованы при «отключении цензуры сознания» или в результате интенсивной тренировки.

С этих же позиций трактуются авторами результаты проведенного ими исследования препарата мозга А. Эйнштейна: «области мозга, отвечающие за математические способности, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей, что, по-видимому, облегчает использование ими соседних зон мозга».

Не менее важную роль, в формировании и закреплении несомненных странностей поведения, присущих многим гениям, с точки зрения норм, общепринятых в данном обществе или культуре, играет еще один фактор. Это предельная концентрация на предмете или объекте творчества. Однако эта пароль может получить адекватную оценку не в ходе анализа этого фактора самого по себе, а только в рамках целостной системы обеспечения высших психических функций.

Действительно, в отличие от общепринятой «нормы социальности», которую подавляющее большинство (в значительной степени подсознательно) старается соблюдать, для гения (а в общем случае высокоодаренной личности) эти нормы де-факто утрачивают свой приоритет. Другими словами, в конкуренции за ресурсы мозга и организма в целом получает потребность творчества.

Открытость психики субъекта познания обеспечивает непосредственную, прямую «включённость» его сознания в объективную реальность, «слияние» на идеальном уровне субъекта с объектом познания. Однако, упомянутый ранее «познавательный барьер» как объективно отражающий уровень сложности познания сущности, при этом сохраняется. В значительной степени понижается только психологический барьер, что и способствует наблюдаемому резкому повышению эффективности процесса познания.

Источник: 
Ридецкая О.Г., Психология одаренности