Основные характеристики общения

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

Содержание общения может быть различным;

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации  (формирование  навыков  взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная — на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).
 
Психотехника речи — это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи — это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические   — его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия — это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный — утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия — психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция, т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест — это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика — это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика — это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Ключевые слова: Общение
Источник: Руденский Е.В., Социальная психология
Материалы по теме
Общение и межличностные отношения
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Вина, ее сущность и роль в общении
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Определение общения
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Коммуникативная функция общения
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Механизмы межличностного восприятия
Слотина Т.В., Психология общения
Вынужденное общение
Куделин А.С., Геращенко А.В., Гипноз. Практическое руководство
Искусство ведения беседы
Стасенко В.Г., Психология общения
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий