Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.
Содержание общения может быть различным;
- передача (от человека к человеку) информации;
- восприятие друг друга;
- взаимооценка партнерами друг друга;
- взаимовлияние партнеров;
- взаимодействие партнеров;
- управление групповой или массовой деятельностью и т. д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):
- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).
Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:
- экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
- социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.
Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:
- коммуникативная активность в группе общения;
- интенсивность действий в общении;
- инициативность в общении;
- технико-коммуникативное мастерство общения и пр.
Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).
Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная — на интеллектуально-демонстрационный характер общения.
Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.
Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.
В стиле общения находят выражение:
- особенности коммуникативных возможностей человека;
- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
- психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.
Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.
Наиболее распространены следующие стили общения:
- творчески-продуктивный,
- дружеский,
- дистанционный,
- подавляющий,
- популистский,
- заигрывающий,
- требовательный,
- деловой,
- позиционный.
Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.
Средства общения делятся на пять основных групп:
- лингвистические (речевые);
- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
- паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
- экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
- пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).
Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".
Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.
Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:
- воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
- вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
- риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
- эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
- инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).
Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).
Психотехника речи — это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.
Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи — это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.
Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические — его выразительность.
Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.
Темп словесного действия — это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный — утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия — психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.
Дикция, т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.
Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.
Жест — это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.
Мимика — это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.
Пантомимика — это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.
Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.