Интегральное обучение заключается в решении каждой темы комплексно. Начала было положено Я. А.. Коменским. Применялось оно в школе, но представляет интерес и для преподавателей высшей школы, поскольку в наше время заметно стремление к введению интегрального обучения в средней и высшей школе. Сама жизнь требует этого.
Значительное место в интегральном обучении отводится раскованности и подвижности ребенка (сравните с лозановской технологией обучения на основе релаксации); дети учатся отыскивать общее в различных на первый взгляд явлениях и применять усвоенное в других областях, при этом развивается стремление решать возникшую проблему самостоятельно (этот методический прием полезен для каждого преподавателя. Не так ли?).
В 80-х годах технология интегрального обучения применялась в Болгарии, проводился широкий эксперимент по его разработке в Чехословакии, предпринимались попытки и в других странах. В результате родилась концепция глобального образования на основе системы интегративного (интегрального) обучения.
В России на общественных началах создан Центр глобального образования, который довольно тесно сотрудничает с Центром глобального образования в США. Правительство оказывает этому центру только моральную поддержку, но, к сожалению, не финансовую. Тем не менее Центр работает и разрабатывает три основных блока пока для школы:
- как npeкрасен этот мир;
- как хрупок этот мир;
- человек среди людей.
В 1995 г. в Москве была проведена Всероссийская конференция по проблемам глобального образования в российской школе. Главное, на чем основывается глобальное образование — это единое образовательное пространство, единые цели образования, воспитание уважения народов к друг другу. В основе образования и воспитания лежит человек, его обучение в соответствии с принципами изменения общества, жизни. Необходимо научить его приспосабливаться к новым изменениям жизни.