Классификация видов и типов заданий самостоятельной работы студентов

Необходимое условие реализации образовательных программ третьего поколения — значительное увеличение времени, отводимого в вузах на организацию самостоятельной работы студентов, которая наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является его существенной частью.

Содержание самостоятельной работы студентов носит двусторонний характер:

  • с одной стороны, это способ деятельности студентов во всех организационных формах учебных занятий и во внеаудиторное время, когда они самостоятельно изучают материал, определенный содержанием учебной программы;
  • с другой стороны, это вся совокупность учебных заданий, которые должен выполнить студент во время обучения в вузе: перевести, например, определенное количество страниц иностранного текста, подготовить творческое сообщение по какой-либо проблеме, написать реферат, контрольную или курсовую работу и т.п.

В образовательном процессе высшего профессионального образовательного учреждения самостоятельная работа представляет единство трех взаимосвязанных форм:

  1. внеаудиторная самостоятельная работа;
  2. аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
  3. творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

  • предварительная подготовка к занятиям, в том числе к тем, на которых будет изучаться новый учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание, и др.;
  • прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций;
  • подбор и изучение рекомендованной литературы по учебным дисциплинам;
  • выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций;
  • подготовка к семинарским, практическим занятиям, экзаменам и зачетам;
  • выполнение научной работы, участие в исследованиях, проводимых в масштабе вуза (учебной программой обучения в вузах предусмотрено, что студенты могут участвовать в разнообразных видах научно-исследовательской работы, начиная с первого курса) [105, с. 6];
  • прохождение практики по приобретаемой специальности;
  • общественная работа в вузе, на факультетах в качестве старост, членов студенческих советов;
  • изучение и систематизация официальных государственных документов: законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем «КонсультантПлюс», «Гарант», глобальной сети Интернет;
  • участие в работе студенческих научных конференций.

По своему характеру все многообразие самостоятельной работы студентов можно условно объединить в три группы, которые представлены в табл. 4.1.
 
Различие самостоятельной работы по характеру познавательной деятельности не означает преимущество одной группы над другой. В подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности одинаковое значение имеют все из них. Так, репродуктивная самостоятельная работа способствует увеличению багажа профессиональных знаний, навыков и умений, расширяет эрудицию. Познавательно-поисковая и творческая самостоятельная работа развивает интеллектуальные, профессиональные, творческие способности.

Специфика обучения в высшем учебном заведении обусловливает и некоторые особенности самостоятельной работы студентов. Они проявляются в следующем:

  1. в большом объеме и интенсивности самостоятельной познавательной деятельности. Практически 2/3 всего учебного времени приходится на самостоятельную работу, поэтому значительная часть учебного материала осваивается студентами самостоятельно;
  2. отсутствии постоянного управляющего воздействия на самостоятельную работу студентов со стороны преподавателей в те дни, когда нет аудиторных занятий;
  3. сочетании различных по характеру видов самостоятельной работы — от репродуктивной до творческой;
  4. необходимости одновременного выполнения самостоятельной работы по различным, зачастую разноплановым учебным предметам.

Реализация ФГОС ВПО третьего поколения вносит свою специфику в формы самостоятельной работы студентов. При определении формы организации самостоятельной работы по конкретным дисциплинам необходимо учитывать перечень компетенций, которые должны сформироваться в результате освоения образовательной программы.

Источник: 
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. : КНОРУС, 2015. — 284 с. — (Бакалавриат).
Темы: 
Материалы по теме
Память и обучение. Модусы обучения
Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012...
Программированное обучение
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Немецкий язык по скайпу – приблизьтесь к Германии!
...
Хотите говорить по-английски?
...
Факторы влияющие на процесс обучения
Петровский А.В., Возрастная и педагогическая психология
Формы учебной деятельности, ее классификация
Новиков А.М., Методология образования
Понимание обучаемости, признаки и показатели обучаемости
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Оставить комментарий