Учебная мотивация

Любой живой организм нуждается в обмене (веществами, энергией) с внешней средой и, соответственно, у него возникают характерные состояния нужды, связанные с отсутствием чего-то необходимого. Нужда является показателем необходимости определенных изменений, а то, в чем организм нуждается и что способно устранить эту нужду, называют благом. Для того чтобы удовлетворить нужду организм сначала должен ее обнаружить, а уже затем с помощью специальных механизмов обеспечивать себя необходимыми благами. Таким образом, мы выходим на определение понятия «потребность». Потребность (с общебиологической точки зрения) - это состояние живого организма, выражающее его объективную нужду в чем-либо находящемся вне его, причем в отношении данной нужды организм вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения.

А. Н. Леонтьев (1983) отмечал, что главная характеристика потребности - это ее предметность. Поскольку потребность - это всегда нужда в чем-то, то это что-то и является ее предметом. Процесс опредмечивания потребности включает следующие этапы:
• Возникновение нужды.
• Обнаружение нужды (актуализация потребности).
• Поисковое поведение.
• Узнавание объекта потребности (субъект как бы идентифицирует данный объект относительно актуализированной потребности, определяя, может ли этот объект удовлетворить данную потребность).
• При положительном решении срабатывает механизм закрепления найденного объекта за данной потребностью.

Предмет потребности - материальный (вещественный) или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении (в мысленном плане) называют мотивом деятельности. За мотивом всегда стоит потребность, мотив всегда отвечает той или иной потребности. Мотивы несут в себе действительную содержательную характеристику потребностей или, другими словами, потребности выражают себя на языке мотивов. Потребность является необходимой предпосылкой любой деятельности, но она не способна придать деятельности определенную направленность. Единственным побудителем направленной деятельности, как отмечал А.Н. Леонтьев, служит предмет данной потребности, то есть предмет, на который направлена деятельность. Этот предмет потребности, называемый мотивом, выступает в качестве раздражителя (или системы раздражителей), который инициирует деятельность по устранению потребности. А.Н. Леонтьев указывал, что понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом» (1983, с.102).

Потребность и мотив в сумме формируют структурную единицу мотивационной сферы, элементы которой функционируют как внутри субъекта (потребность), так и вне субъекта (мотив). Таким образом, можно сказать, что мотивация - это структурно оформленная система процессов, отвечающих за побуждения деятельности, включающих, с одной стороны, потребность - нужду, снабженную механизмами ее обнаружения и устранения, а с другой стороны - мотив, то есть объект, который бы мог удовлетворить данную потребность в наличной ситуации.

Мотивацию не следует путать с мотивировкой - рациональным обоснованием собственных действий на основании социально приемлемых общественных нормативов и своих личностных норм. Мотивировка отличается от действительных мотивов поведения и является одной из форм осознания этих мотивов. Иногда мотивировка сознательно используется для маскировки действительных мотивов своего поведения.

Все, что делает человек, определяется, в конечном счете, его потребностями и мотивами, без знания которых невозможен прогноз и коррекция его поведения и состояния. Поэтому успешность обучения в значительной степени обусловлена особенностями учебной мотивации учащегося.

Мотивацию выявляют с помощью анкетных (опросных) или проективных методик. Однако анкетные методики показывают только осознаваемые, а не реально действующие мотивы, на которые к тому же действует фактор социальной желательности, проявляющийся в сокрытии осуждаемых и демонстрации одобряемых мотивов. Проективные методики избавлены от указанных недостатков, но при этом они имеют свои минусы (Соломин И.Л., 2000):
• большую трудоемкость;
• высокую зависимость достоверности и надежности результатов от квалификации психодиагноста;
• возможность, как правило, лишь качественных, а не количественных измерений исследуемых параметров.

Метод цветовых метафор И.Л. Соломина (2000, 2001), предназначенный для выявления мотивации человека, интегральной оценки его эмоционально-мотивационной сферы, проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Для проведения теста необходим набор карточек с названиями понятий и набор цветных карточек.

Набор карточек с названиями понятий включает понятия, характеризующие различные виды деятельности, потребности, ценности, эмоциональные переживания, разных людей (включая самого клиента), а также различные временные периоды. Содержание набора понятий определяется задачами диагностики, спецификой проблем и запросов клиента.

В качестве цветных карточек рекомендуется использовать стимульный материал восьмицветового теста Люшера, однако при его отсутствии допускается применение любых цветов с учетом следующих ограничений:
• Цвета должны быть достаточно разнообразными, чтобы обеспечить свободу выбора клиента.
• Количество цветов должно быть в несколько раз меньше количества оцениваемых клиентом понятий.

Метод цветовых метафор базируется на двух принципах. Во-первых, соотнесение человеком какого-либо понятия с нравящимся ему цветом, как правило, свидетельствует о привлекательности этого понятия, позитивном к нему отношении. И, наоборот, отнесение человеком понятия к неприятному для него цвету, указывает, скорее всего, на негативное отношение к данному понятию. Во-вторых, обозначение испытуемым различных понятий одним цветом является косвенным показателем сходства его эмоционального отношения к этим понятиям.

Индивидуальная диагностика мотивации по методу цветовых метафор проводится в следующей последовательности:
1. Испытуемому выдается набор карточек, на которых написаны различные понятия, а цветные карточки раскладываются перед ним на столе в произвольном порядке.
2. Клиенту предлагается каждую из карточек с понятиями поочередно разложить надписью вниз под карточку того цвета, который, по его мнению, является наиболее подходящим для обозначения данного понятия. Поскольку карточек с понятиями больше, чем цветов, то под одной цветной карточкой может лежать несколько карточек с понятиями.
3. Затем испытуемому предлагается разложить все цветовые карточки в порядке их цветовой привлекательности, выбирая последовательно самый приятный цвет из имеющихся (оставшихся) карточек.
4. Клиенту сообщаются принципы, на которых основан данный метод и обсуждаются результаты тестирования.

Обсуждение результатов тестирования, в процессе которого производится дополнительная их проверка и уточнение, начинается с понятий, обозначенных самыми приятными цветами. Затем по порядку рассматриваются группы, в которые попали понятия «мое увлечение», «интересное занятие», «мое настоящее», «мое будущее», «мое прошлое», «какой я есть на самом деле» и «каким я хочу быть». После этого анализируются понятия, обозначенные самыми неприятными цветами, а далее - понятия, связанные с отрицательными переживаниями или событиями: «неудача», «угроза», «раздражение», «печаль», «неприятности». В конце, при необходимости, выявляются отношения клиента к конкретным занятиям, людям и обстоятельствам.

В зависимости от конкретных задач метод цветовых метафор может включать различные диагностические показатели. В наиболее общем случае автор метода рекомендует проводить анализ результатов тестирования по следующим основным категориям:
1. Базовые потребности, являясь существенной характеристикой человека, не зависят от внешних обстоятельств, определяют содержание его интересов и увлечений, стремления и общую направленность личности. Отсутствие базовых потребностей может указывать на утрату интересов, безразличие и подавленное состояние испытуемого. В данной методике базовыми считаются потребности, обозначенные самым привлекательным цветом, и потребности, обозначенные теми же цветами, что и понятия «Мое увлечение» и «Интересное занятие».
2. Удовлетворение базовых потребностей является необходимым условием эмоционального благополучия человека. Неудовлетворение базовых потребностей приводит к эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их. Если базовые потребности обозначены тем же цветом, что и понятия «Мое прошлое», «Мое настоящее» и «Мое будущее», то человек соответственно удовлетворял их ранее, удовлетворяет их в настоящее время или рассчитывает на их удовлетворение в будущем. Если базовые потребности не связаны ни с прошлым, ни с настоящим, ни с будущим, то это может быть показателем высокого уровня фрустрации.
3. Актуальные потребности определяют, чем озабочен человек в данный момент. Актуальные потребности являются ситуационно обусловленными, они менее стабильны, чем базовые, и могут дополнять их. При неудовлетворенных базовых потребностях актуальные потребности являются формой их компенсации. В методе цветовых метафор актуальными считаются потребности, которые обозначены тем же цветом, что и понятие «Мое настоящее».
4. Отношение к будущему определяется на основании того, какие потребности, эмоции, виды деятельности и люди были обозначены испытуемым тем же цветом, что и понятие «Мое будущее».
5. Отношение к себе характеризуется понятиями людей, которые у испытуемого обозначены теми же цветами, что и понятия «Какой я на самом деле» и «Каким я хочу быть». Два последних понятия являются показателями соответственно уровня самооценки и удовлетворенности испытуемого собой, а степень их совпадения отражает тождественность реального и идеального «Я» клиента.
6. Отношение к работе, учебе и другим видам деятельности характеризует наличие, силу и содержание побуждений к соответствующим видам деятельности. Определяется потребностями и переживаниями, которые испытуемый обозначил теми же цветами, что и соответствующие понятия: «Моя работа», «Моя учеба» и т.д.
7. Источники стресса - это ситуации, которые сопровождаются негативными переживаниями. Источники стресса диагностируются по видам деятельности и людям, обозначенным испытуемым самым неприятным цветом и связанным с понятиями «Угроза», «Страх», «Печаль», «Раздражение», «Неприятности», «Неудача», «Болезнь», «Конфликты» и т.п.

В случае групповой формы проведения метода цветовых метафор цветные карточки большого размера пронумеровывают и выставляют перед группой. Каждый испытуемый вместо набора карточек с названиями понятий получает бланк ответов со списком понятий. Эти понятия необходимо обозначить определенным цветом, записав в столбике "№ цвета" справа от каждого понятия номер того цвета, который, по его мнению, лучше всего подходит для обозначения соответствующего понятия. По окончанию данной работы испытуемым предлагают в самой верхней строчки таблицы справа от клетки "№ цвета" записать номера цветов, упорядоченных по степени привлекательности от самого приятного до самого неприятного.

Источник: 
Ишков А.Д., Учебная деятельность студента