Мотивационная система

Уже потребности животных не обнаруживают четкой дифференциации, переплетаясь с обоими механизмами и проявлениями в поведении. Тем более это свойственно потребностям человека, функционирующим в условиях значительно более интегрированного психического отражения. Данное обстоятельство делает целесообразным выделение в организации мотивационной сферы более дробных «единиц», из которых составляются сложные функциональные образования, в частности потребности.

В качестве такой функциональной «единицы» можно обозначить мотивационные системы, обеспечивающие ситуативное развитие мотивации путем специфических взаимосвязанных эмоциональных переключений. В типичном случае мотивационную систему составляет своего рода «ядро» — некоторое основное (ведущее) мотивационное отношение, из которого при определенных обстоятельствах способен развиться ряд ситуативных (производных) эмоций, как бы уточняющих ведущее отношение применительно к конкретным условиям ситуации. Отношение к ребенку не исчерпывается монотонной любовью, а содержит готовность сопереживать его огорчения, радоваться успехам и развитию, испытывать тревогу, если он находится вблизи опасного места, и др. Несколько другим реестром эмоций потенциально заряжен человек, стремящийся к цели, например, спортсмен на состязаниях или сопереживающий ему болельщик, но по функциональной организации и эта мотивационная система состоит из ведущего отношения, из которого при определенных условиях посредством эмоционального переключения развиваются производные. Благодаря мотивационным системам мотивация является в психический образ не в виде директивных стратегических отношений, а как нечто развивающееся в зависимости от условий в частные побуждения тактического порядка.

Мотивационные системы различаются мерой универсальности. Наряду со сравнительно специализированными системами, соответствующими отдельным потребностям, например, связывающим мать и ребенка, существуют такие, которые способны .проявляться в принципе при удовлетворении любой потребности. Когда мать, столкнувшись с непослушанием ребенка, сердится на него и наказывает, эта реакция обусловлена более универсальной мотивационной системой (фрустрации), способной проявляться во взаимоотношениях и с другими людьми.

Универсальность мотивационных систем, их переплетенное обнаружение в различных видах деятельности являются одной из причин, затрудняющих четкую дифференциацию потребностей. Мотивационное образование, традиционно называемое потребностью, как правило, охватывает некоторое сочетание мотивационных систем, проявляющихся в специфических видах деятельности.

Особого выделения заслуживает вопрос о происхождении мотивационных систем. В отдельных случаях они складываются в результате фиксации ситуативных эмоций и приобретения их предметами относительной функциональной автономности. Для учащегося, например, мотивационное значение имеет не только конечная цель его активности — приобретение знаний и диплома, но и ряд сопутствующих условий и обстоятельств: отметки, уроки, экзамены, отдельные изучаемые предметы, учителя и др. Нет возможности сомневаться в онтогенетическом происхождении такого рода системы взаимосвязанных .предметов и вызываемых ими эмоций, являющейся реальным побудителем учебной деятельности. Однако многие мотивационные системы имеют природные предпосылки и связаны, как представляется, с сохраняющимися в организации потребностей человека механизмами инстинкта. Особенно это касается систем, проявляющихся в общении и взаимодействии людей. Об этом говорит тот факт, что в онтогенезе они проявляются очень рано. Как, например, не обращаясь к 'природным механизмам, объяснить набор тонких поведенческих реакций, в которых разворачивается привязанность ребенка к взрослому. Так, играя в некотором удалении от взрослого, ребенок старается быть повернутым к нему лицом, а в других положениях часто поворачивает в его сторону голову (Anderson, 1972); следуя в спокойной обстановке за взрослым, он сохраняет . расстояние, пропорциональное разнице между ростом, взрослого и уровнем своих глаз, так что чем выше, взрослый и чем меньше ребенок — тем больше дистанция следования (Mercer, McMurdy, 1985). Конечно, факт культурно-исторической обусловленности форм, способов и языка человеческого общения исключает прямое, особенно содержательное их связывание с механизмами инстинкта. Однако нельзя не видеть также того, что ребенок обнаруживает способность обижаться, ревновать, мстить, проявлять агрессию значительно раньше, чем это от него можно ожидать исходя из общих законов и темпов приобретения им мотивационного опыта; особенно это заметно при сравнении непосредственности и легкости, с которой в онтогенезе появляются эти эмоциональные реакции, со значительно более продолжительным и трудным формированием умения их сдерживать соответственно присваиваемым культурным нормам. Не в том ли различие, что ребёнок обнаруживает эти реакция на основе природных механизмов потребностей, сдерживает же—на основе приобретаемых и специально формируемых?

Подобно мимическому выражению эмоций, несомненно имеющему природную основу и имеете с тем дифференцирующемуся и утончающемуся в дальнейшем культурно-историчеоком развитии, многие мотивационные системы тоже опираются на сложившиеся в филогенезе гештальты определенного развития эмоций в ситуации. Впрочем, как могла бы сохраниться природная экспрессия эмоций, если в генетической программе развития мотивации не сохранилась бы идея этих эмоций? А если сохранилась идея и внешнее ее выражение, то, чтобы все это не было бы напрасным, должна была сохраниться и способность к ее узнаванию другими индивидами, т. е. к непосредственному мотивационному восприятию наблюдаемого выражения эмоций. Комплекс взаимосвязанных непосредственно выражаемых и понимаемых эмоций — это и есть инстинктивная основа мотивационной системы, проявляющейся во взаимоотношениях людей.

Ключевые слова: Мотивация
Источник: Психологические механизмы мотивации человека.—М.: Изд-во МГУ
Материалы по теме
Учебная мотивация: сущность, источники, классификация, характеристика, функции
Мандель Б.Р., Педагогическая психология
Функции, оценочные характеристики и свойства мотивов и мотивационной сферы
...
Производственный конфликт: анализ мотивации
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Свойства мотивационного состояния
...
Мотивационный механизм
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Мотивация и стимулирование персонала
Корпоративный менеджмент
Мотивация успеха и боязнь неудачи (Опросник А. А. Реана)
Реан А.А., Психология изучения личности
Понятия мотивации, потребности, мотива
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий