Проблемы мотивации

Для того чтобы понять сущность понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении человеческого поведения, необходимо остановиться на некоторых основных проблемах мотивации в целом. Если в общем понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения индивид — среда, обеспечивающее адаптацию человека, то можно наметить следующие основные проблемы:
•    существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений индивид-среда. Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. В данном случае речь идет о проблеме содержательной классификации мотивов, составления их перечня;
•    мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо понять, на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также определить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае речь идет о проблеме развития и изменения мотивов;
•    люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае речь идет о проблемах измерения мотивов;
•    поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми мотивами, вместе взятыми, а только тем побуждением, которое занимает более высокое место в иерархии мотивов и которое при данных условиях ближе всех связано с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. В данном случае речь идет о проблеме актуализации мотива, т. е. о проблеме выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации,
•    мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо:

  • а)    не достигнется целевое состояние соответствующего отношения индивид — среда;
  • б)    индивид не приблизится к этому состоянию, насколько позволят условия ситуации и целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться;
  • в)    изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.

Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части. В последнем случае действие обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь речь идет о проблеме различения в потоке поведения частей действия (актов поведения), т. е. о проблеме смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации,

  • побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Она представляется как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иными словами, мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае речь идет о проблеме мотивации как целенаправленном процессе и в особых случаях о проблеме мотивационного конфликта между различными целями,
  • мотивация, безусловно, не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она скорее складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае речь идет о проблеме аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия,
  • поведение мотивировано, т. е. направлено на достижение цели мотива, однако его не следует смешивать с мотивацией. Поведение складывается из отдельных функциональных (психомоторных) компонентов — восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизнедеятельности запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае речь идет о проблеме многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.
Ключевые слова: Мотивация
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Мотивационная сфера дошкольника
Абдурахманов Р.А., История психологии
Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)
...
Мотивационные аспекты зависимого поведения
Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Теория мотивации Д. Мак Клелланда. Краткий обзор
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Патологические мотивации
...
Методика «Мотивация аффилиации» в модификации М. Ш. Магомед-Эминова.
Ильин Е. П., Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с....
Методы исследования мотивации
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Развитие личности младшего школьника. Мотивационная сфера младшего школьника
Абдурахманов Р.А., Возрастная психология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий