Проблемы мотивации

Для того чтобы понять сущность понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении человеческого поведения, необходимо остановиться на некоторых основных проблемах мотивации в целом. Если в общем понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения индивид — среда, обеспечивающее адаптацию человека, то можно наметить следующие основные проблемы:
•    существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений индивид-среда. Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей. В данном случае речь идет о проблеме содержательной классификации мотивов, составления их перечня;
•    мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции. Необходимо понять, на основании каких возможностей и активирующих воздействий среды возникают индивидуальные различия в мотивах, а также определить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае речь идет о проблеме развития и изменения мотивов;
•    люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае речь идет о проблемах измерения мотивов;
•    поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми мотивами, вместе взятыми, а только тем побуждением, которое занимает более высокое место в иерархии мотивов и которое при данных условиях ближе всех связано с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. В данном случае речь идет о проблеме актуализации мотива, т. е. о проблеме выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации,
•    мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо:

  • а)    не достигнется целевое состояние соответствующего отношения индивид — среда;
  • б)    индивид не приблизится к этому состоянию, насколько позволят условия ситуации и целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться;
  • в)    изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.

Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части. В последнем случае действие обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь речь идет о проблеме различения в потоке поведения частей действия (актов поведения), т. е. о проблеме смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации,

  • побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Она представляется как процесс выбора между различными возможными действиями, как процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Иными словами, мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае речь идет о проблеме мотивации как целенаправленном процессе и в особых случаях о проблеме мотивационного конфликта между различными целями,
  • мотивация, безусловно, не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она скорее складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае речь идет о проблеме аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия,
  • поведение мотивировано, т. е. направлено на достижение цели мотива, однако его не следует смешивать с мотивацией. Поведение складывается из отдельных функциональных (психомоторных) компонентов — восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизнедеятельности запасом возможностей (умений, навыков, знаний). От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления. Кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае речь идет о проблеме многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.
Ключевые слова: Мотивация
Источник: Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем, шк., 2009.
Материалы по теме
Значение и роль мотивации
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Мотивации и эмоции
...
Проблемы мотивации в теории инстинктов
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теории мотивации
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Мотивация к профессиональной деятельности
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Мотивация труда: мотивы и стимулы
Кошелев А.Н. — «Управление персоналом. Шпаргалка»
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий