Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.
Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и "получить", они могут "получиться" только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение "педагог - ученик" не может быть сведено к отношению "передатчик - приемник". Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:
- постановка целей учебной работы;
- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
- определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;
- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемого материала;
- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
- регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;
- оценивание результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:
- осознание целей и задач обучения;
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;
- осмысление темы осмысление материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
- самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;
- самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина):
1) цель обучения (Ц) (для чего учить);
2) содержание учебной информации (С) (чему учить);
3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить);
4) преподаватель (П);
5) учащийся (У).
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.
ЦЕЛЬ → ПРИНЦИПЫ → СОДЕРЖАНИЕ → МЕТОДЫ →СРЕДСТВА → ФОРМЫ.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования - тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы "работы" с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры педагогического процесса органично взаимосвязаны.
Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру - психологическую:
1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры:
1) познавательные процессы,
2) мотивация учения,
3) напряжение.
Чтобы педагогический процесс "заработал", "пришел в движение", необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Процесс управления состоит из следующих компонентов:
- постановка цели;
- информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся);
- формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;
- проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);
- реализация проекта;
- контроль за ходом выполнения;
- корректировка;
- подведение итогов.
Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:
- Развивающее и воспитывающее обучение.
- Научность и доступность, посильная трудность.
- Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.
- Наглядность и развитие теоретического мышления.
- Системность и систематичность обучения.
- Переход от обучения к самообразованию.
- Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.
- Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.
- Положительный эмоциональный фон обучения.
- Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.
- Гуманизация и гуманитаризация обучения.
- Компьютеризация обучения.
- Интегративность обучения, учет межпредметных связей.
- Инновативность обучения.
Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:
- обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;
- обучение должно характеризоваться проблемностью;
- обучение должно быть наглядным;
- обучение должно быть активным и сознательным;
- обучение должно быть доступным;
- обучение должно быть систематическим и последовательным;
- в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.
В 60-70-е годы Л. В. Занков сформулировал новые дидактические принципы:
- обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;
- в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала;
- преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.
В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын, и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).
В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировал и бы все существующие принципы:
- ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;
- соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);
- оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;
- рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;
- соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.
Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способность решать различные задачи.
В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:
- обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;
- учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов;
- профессиональная направленность обучения и воспитания;
- органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.