Формы слова

Для более точного и полного понимания закономерностей формирования и психологического воздействия речи выделяют разные формы слова — внешнюю (звуковую), внутреннюю (образ, представление) и значение.

Внешняя форма может изменяться (изменения ударения, произношения), некоторые слова появляются или исчезают из речи. Например, мы почти не употребляем таких слов, как «вёдро», «инфлюэнция» и т.д., а слово «красный» практически потеряло свое первоначальное значение «красивый» и употребляется в качестве прилагательного. Для обозначения некоторых понятий могут изобретаться и вводиться в оборот новые звуковые формы (телевизор, компьютер и т.д.). Некоторые слова вводятся в оборот поэтами; так, В. Хлебников использовал слова «смеярыши, мечточи», а И. Северянин — «грезерки, сюрпризерки» и т.д. Тот факт, что мы понимаем смысл этих слов, доказывает, что внешняя форма слова не является ведущей в речи, она только означает предмет, не выражая сама по себе его сути. Именно об этом писал Шекспир: «..то, что зовем мы розой, и под другим названьем сохранило б свой сладкий аромат... »

Внутренняя форма слова — это то представление, тот образ, который мы соединяем с определенной звуковой формой. Важность синонимов, о которой говорилось выше, связана как раз с внутренней формой, так как образы, относящиеся к словам «конь» и «лошадь» существенно разнятся, хотя значения их тождественны. О роли внутренней формы говорит и следующий пример. В первоначальном варианте стихотворения «Анчар» Пушкина были следующие строки:
В пустыне тощей и глухой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Растет — один во всей вселенной.
Впоследствии поэт заменил несколько слов:
В пустыне чахлой и скупой, ...
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Образ, который вызывают новые строки, существенно изменился, создавая впечатление непоколебимости и стойкости в самых невероятных условиях, которого не было в первом варианте. Этот пример показывает, что важность формы слова связана с тем, что именно она вызывает определенный эмоциональный отклик, так называемые эстетические переживания.

Воздействие речи, особенно речи поэтической, связано с гибкостью внутренней формы, так как в этом случае каждый читатель может вызвать субъективно значимые представления, наполненные эмоциональными переживаниями. В противном случае произведение может быть понято, но не будет принято, не станет частью внутреннего мира человека. О важности эмоционального отклика на события внешнего мира, в том числе и на художественные произведения, более подробно речь пойдет в следующей главе. Разница во внутренних формах одного и того же слова у разных людей объясняет приведенное выше утверждение о том, что «всякое понимание есть непонимание». Ведь полностью, до конца понять сообщение — значит тождественно воспроизвести не только внешнюю форму и значение, но и внутреннюю форму, которая редко совпадает у разных людей вследствие их разного опыта, глубины переживаний, отношения к миру и т.д.

Значение слова — это та единица, которая связывает мышление и речь. Слово без значения не существует, мы уже говорили о том, что и придумано оно было для фиксации обобщений, понятий об объектах окружающего мира. Если внутренняя форма слова — это субъективная его часть, то значение слова — объективная, оно совпадает у всех людей, именно оно дает возможность понимания, передачи информации. Значение помогает и оформлять собственные мысли в понятные как себе, так и другим высказывания. Как нет слова без мысли, так нет и обобщенной мысли без слова, если не считать эмоциональных восклицаний, типа приведенных ранее эгоцентрических высказываний. Только не оформившаяся, не до конца осознанная мысль еще «не одета» в оболочку слова, а потому плохо понимается самим субъектом, не удерживается у него в памяти. Именно это состояние было передано Мандельштамом в его строках:
Я слово позабыл, что я хотел сказать...
... И мысль бесплотная в чертог теней вернется.

Источник: 
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Темы: