Формы слова

Для более точного и полного понимания закономерностей формирования и психологического воздействия речи выделяют разные формы слова — внешнюю (звуковую), внутреннюю (образ, представление) и значение.

Внешняя форма может изменяться (изменения ударения, произношения), некоторые слова появляются или исчезают из речи. Например, мы почти не употребляем таких слов, как «вёдро», «инфлюэнция» и т.д., а слово «красный» практически потеряло свое первоначальное значение «красивый» и употребляется в качестве прилагательного. Для обозначения некоторых понятий могут изобретаться и вводиться в оборот новые звуковые формы (телевизор, компьютер и т.д.). Некоторые слова вводятся в оборот поэтами; так, В. Хлебников использовал слова «смеярыши, мечточи», а И. Северянин — «грезерки, сюрпризерки» и т.д. Тот факт, что мы понимаем смысл этих слов, доказывает, что внешняя форма слова не является ведущей в речи, она только означает предмет, не выражая сама по себе его сути. Именно об этом писал Шекспир:

«..то, что зовем мы розой, и под другим названьем сохранило б свой сладкий аромат... »

Внутренняя форма слова — это то представление, тот образ, который мы соединяем с определенной звуковой формой. Важность синонимов, о которой говорилось выше, связана как раз с внутренней формой, так как образы, относящиеся к словам «конь» и «лошадь» существенно разнятся, хотя значения их тождественны. О роли внутренней формы говорит и следующий пример. В первоначальном варианте стихотворения «Анчар» Пушкина были следующие строки:

В пустыне тощей и глухой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Растет — один во всей вселенной.
Впоследствии поэт заменил несколько слов:
В пустыне чахлой и скупой, ...
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Образ, который вызывают новые строки, существенно изменился, создавая впечатление непоколебимости и стойкости в самых невероятных условиях, которого не было в первом варианте. Этот пример показывает, что важность формы слова связана с тем, что именно она вызывает определенный эмоциональный отклик, так называемые эстетические переживания.

Воздействие речи, особенно речи поэтической, связано с гибкостью внутренней формы, так как в этом случае каждый читатель может вызвать субъективно значимые представления, наполненные эмоциональными переживаниями. В противном случае произведение может быть понято, но не будет принято, не станет частью внутреннего мира человека. О важности эмоционального отклика на события внешнего мира, в том числе и на художественные произведения, более подробно речь пойдет в следующей главе. Разница во внутренних формах одного и того же слова у разных людей объясняет приведенное выше утверждение о том, что «всякое понимание есть непонимание». Ведь полностью, до конца понять сообщение — значит тождественно воспроизвести не только внешнюю форму и значение, но и внутреннюю форму, которая редко совпадает у разных людей вследствие их разного опыта, глубины переживаний, отношения к миру и т.д.

Значение слова — это та единица, которая связывает мышление и речь. Слово без значения не существует, мы уже говорили о том, что и придумано оно было для фиксации обобщений, понятий об объектах окружающего мира. Если внутренняя форма слова — это субъективная его часть, то значение слова — объективная, оно совпадает у всех людей, именно оно дает возможность понимания, передачи информации. Значение помогает и оформлять собственные мысли в понятные как себе, так и другим высказывания. Как нет слова без мысли, так нет и обобщенной мысли без слова, если не считать эмоциональных восклицаний, типа приведенных ранее эгоцентрических высказываний. Только не оформившаяся, не до конца осознанная мысль еще «не одета» в оболочку слова, а потому плохо понимается самим субъектом, не удерживается у него в памяти. Именно это состояние было передано Мандельштамом в его строках:

Я слово позабыл, что я хотел сказать...
... И мысль бесплотная в чертог теней вернется.

Ключевые слова: Речь
Источник: Григорович Л.А., Педагогика и психология
Материалы по теме
Речь взахлеб
Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия
Разновидности речи
Максименко С.Д., Общая психология
Речевые свойства личности
Поликарпов В.А., Психология личности
Периодизация речевого развития
Львов М.Р., Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:...
Монологическая и диалогическая речь
Пашук Н. С. Психология речи. Мн., Изд-во МИУ, 2010
Типы речи текста (Я, ТЫ, ОН)
Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я....
Развитие речи в младенчестве
Урунтаева Г.А., Детская психология
Виды речи
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Оставить комментарий