Псевдоинновации

Одним из наиболее интересных вопросов в сфере представленности инноваций в информационной среде является проблема симулирования инноваций, когда имеют место модификации товара или услуги, не затрагивающие их реальных потребительских качеств, но представленные как "переворот на рынке" и пр. [Иванов, 2004]. В этом случае речь идёт о том, что реальная трансформация происходит не в отношении овеществлённого предмета или товара, а в отношении его образа. Таким образом, инновация предстаёт перед нами скорее не как материальный объект или технология, а как эманация виртуальных миров, где образы предметов, их описания и фантазии авторов сплетаются воедино.

Довольно часто для достижения необходимого социального, коммерческого, политического и пр. эффектов в информационной среде, отражающей положение вещей в мире, происходит намеренное переоценивание роли и значения несущественных инноваций. В некоторых случаях эти изменения даже трудно назвать инновациями, т.к. происходит просто переориентация или смена брэнда.

В значительной степени подобное положение вещей связано с формированием и распространением псевдоинноваций, которые являют собой наиболее яркий пример продуктов виртуальной информационной среды, практически никак не представленных в реальном инновационном процессе. Со временем при условии относительной жизнеспособности этих "инноваций" они могут стать полноправными элементами нашей жизни, менять её виртуальную составляющую, а также явиться основной для появления кардинальных изменений в указанных сферах. Более того, они могут в некоторых случаях приводить к появлению реальных инноваций, что свидетельствует об их нужности и обоснованности их существования в современном мире.

По своей сути псевдоинновации являются полноправными инновациями, но не на уровне реальных свершений, а на уровне их "проекции" в виртуальной реальности. Являясь значительно более динамичными по сравнению с реальными инновациями, они могут появляться в результате иного взгляда на тот иной феномен объективной, субъективной или виртуальной реальности. В таких случаях зачастую стирается грань между инновацией и оригинальной идеей, т.к. воплощение этой идеи оказывается совсем нетрудоёмким и недолгим по времени. В этой связи может встать вопрос о том, чтобы рассматривать, к примеру, оригинальный PR ход как полноценную инновацию, т.к. в этом случае мы имеем дело не только с нестандартной идеей, но и с её реальным воплощением.

Как уже было указано выше, виртуальное пространство по отношению к инновациям является значительно более демократичным по сравнению с реальным миром, в котором мы живём, т.к. в нём путь от зарождения идеи до её практического воплощения становится намного короче. При этом информационная среда является буфером как между новой оригинальной идеей и её воплощением, так и между инновацией и её массовым потребителем.

Ключевые слова: Инновации
Источник: Яголковский С.Р., Психология инноваций
Материалы по теме
Инновационный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Типология инноваций
...
Понятие инновация, ее определение
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Виды инноваций
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Управление инновациями
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Риски в инновационной деятельности
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Поддержка инноваций
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационные системы
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Оставить комментарий