Псевдоинновации

Одним из наиболее интересных вопросов в сфере представленности инноваций в информационной среде является проблема симулирования инноваций, когда имеют место модификации товара или услуги, не затрагивающие их реальных потребительских качеств, но представленные как "переворот на рынке" и пр. [Иванов, 2004]. В этом случае речь идёт о том, что реальная трансформация происходит не в отношении овеществлённого предмета или товара, а в отношении его образа. Таким образом, инновация предстаёт перед нами скорее не как материальный объект или технология, а как эманация виртуальных миров, где образы предметов, их описания и фантазии авторов сплетаются воедино.

Довольно часто для достижения необходимого социального, коммерческого, политического и пр. эффектов в информационной среде, отражающей положение вещей в мире, происходит намеренное переоценивание роли и значения несущественных инноваций. В некоторых случаях эти изменения даже трудно назвать инновациями, т.к. происходит просто переориентация или смена брэнда.

В значительной степени подобное положение вещей связано с формированием и распространением псевдоинноваций, которые являют собой наиболее яркий пример продуктов виртуальной информационной среды, практически никак не представленных в реальном инновационном процессе. Со временем при условии относительной жизнеспособности этих "инноваций" они могут стать полноправными элементами нашей жизни, менять её виртуальную составляющую, а также явиться основной для появления кардинальных изменений в указанных сферах. Более того, они могут в некоторых случаях приводить к появлению реальных инноваций, что свидетельствует об их нужности и обоснованности их существования в современном мире.

По своей сути псевдоинновации являются полноправными инновациями, но не на уровне реальных свершений, а на уровне их "проекции" в виртуальной реальности. Являясь значительно более динамичными по сравнению с реальными инновациями, они могут появляться в результате иного взгляда на тот иной феномен объективной, субъективной или виртуальной реальности. В таких случаях зачастую стирается грань между инновацией и оригинальной идеей, т.к. воплощение этой идеи оказывается совсем нетрудоёмким и недолгим по времени. В этой связи может встать вопрос о том, чтобы рассматривать, к примеру, оригинальный PR ход как полноценную инновацию, т.к. в этом случае мы имеем дело не только с нестандартной идеей, но и с её реальным воплощением.

Как уже было указано выше, виртуальное пространство по отношению к инновациям является значительно более демократичным по сравнению с реальным миром, в котором мы живём, т.к. в нём путь от зарождения идеи до её практического воплощения становится намного короче. При этом информационная среда является буфером как между новой оригинальной идеей и её воплощением, так и между инновацией и её массовым потребителем.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций