Виды инноваций

В силу того, что инновация является сложным и многоаспектным феноменом, различные исследователи, как уже было показано выше, по-разному подходят к пониманию и определению этой категории. По этой причине в научной литературе существует достаточно большое число различных классификаций видов инноваций. Ниже приведём лишь некоторые из них.

Так, в "Руководстве Осло" выделены следующие виды инноваций:

  • продуктовые,
  • процессные,
  • маркетинговые,
  • организационные.

Продуктовая инновация понимается как внедрение товара или услуги, которые являются новыми или значительно улучшенными по части их свойств или способов использования.

Процессная инновация рассматривается как внедрение и использование нового или значительно улучшенного способа производства или доставки продукта потребителю.

Маркетинговая инновация понимается как внедрение нового эффективного метода маркетинга, который предполагает значительные изменения в дизайне или упаковке товара, его складировании, транспортировке, продвижении на рынок, назначении продажной цены и пр.

Организационная инновация рассматривается как внедрение нового организационного метода в деятельности фирмы или предприятия, в организации рабочих мест или внешних связях.

Виды инноваций разделяюся по целому ряду других классификаций по различным критериям. Одна из таких принадлежит А. И. Пригожину. Он проклассифицировал их по следующим основаниям:

• по распространенности:

  • единичные,
  • диффузные;

• по месту в производственном цикле:

  • сырьевые,
  • обеспечивающие (связывающие),
  • продуктовые;

• по преемственности:

  • замещающие,
  • отменяющие,
  • возвратные,
  • открывающие,
  • ретровведения;

• по охвату:

  • локальные,
  • системные,
  • стратегические;

• по инновационному потенциалу и степени новизны:

  • радикальные,
  • комбинаторные,
  • совершенствующие.

Следует отметить, что два последних основания классификации имеют наибольшее значение в рамках экономического подхода к их исследованию [Инновационный менеджмент, 1997].

Одним из наиболее важных является разделение инноваций на такие виды, как инкрементальные и радикальные. Большинство из них являются инкрементальными. Такие инновации представляют собой дополнение или доработку уже существующих технологий, моделей или других инноваций. Необходимость таких инноваций диктуется реальной жизнью, рынком или требованиями экономической, политической и пр. конъюнктуры. Такие инновации меняют мир постепенно, не приводя к резким изменениям в технологиях, социальной жизни и привычном укладе жизни большинства людей.

В противоположность инкрементальным радикальные инновации кардинально меняют положение вещей в той либо иной области, а иногда сразу во многих сферах жизнедеятельности человека. При этом зачастую требуется основательная перестройка или смена уже существующих моделей функционирования технических и социальных систем, стиля профессиональной деятельности человека, условий его жизни и методов управления. Они чаще всего возникают в периоды кризисов или существенного социально-экономического давления, когда основные проблемы или конфликты могут быть устранены лишь "революционным" путём. Радикальные инновации в большинстве случаев инициируются серьёзными научными разработками и способствуют резким скачкам в научно-техническом прогрессе. В наиболее масштабных своих воплощениях их реализация может следовать, а в некоторых исключительных случаях и совпадать по времени, со сменой научных парадигм и научными революциями.

В радикальных инновациях практически не принимаются в расчёт выраженные запросы и пожелания участников рынка, т.к. такие новшества в процессах своего внедрения и реализации не ставят основной целью достижение коммерческой выгоды. В связи с этим такие инновации с большим трудом коммерциализируются. Это зачастую приводит к неудачам в реализации радикальных инноваций.

В соответствии с другой классификацией инновации подразделяются на продукто-ориентированные (результатом является конкретный продукт) и процессно-ориентированные (результатом являются новые процессы или технологии, ведущие к производству новых продуктов) [Egbu, 2004].

Может быть выделен ещё один вид инноваций - "непрерывные" инновации. Как известно, одним из существенных недостатков инноваций является то, в процессе их практической реализации и внедрения они могут в определённой степени потерять свою актуальность, т.к. за это время может возникнуть довольно много новых идей в этой же области знания, которые по сути могут являться совершенствованиями разрабатываемого нововведения. Концепция непрерывных инноваций подразумевает такие характеристики инновационного процесса, которые бы позволяли дорабатывать и оптимизировать их уже по ходу их реализации и внедрения.

Ряд авторов предлагают разделять инновации по принципу и среде их возникновения на экзогенные и эндогенные [McAdam, 2005]. Экзогенные инновации возникают в результате изменений на рынке, требующих появления новых технологий и идей. В общем случае они появляются в ответ на возросший спрос или как способ снятия преград на пути развития рынка в той либо иной сфере. Основной целью появления экзогенных инноваций является установление баланса в той либо иной сфере деятельности человека.

Ниже приведены основные причины появления экзогенных инноваций:

  • возросший спрос или изменившаяся конъюнктура рынка,
  • перспектива получения конкурентных преимуществ,
  • решения руководства,
  • решение какой-либо практической проблемы, мешающей процессу развития.

Эндогенные инновации возникают в результате внутренних трансформаций.

Причиной таких инноваций может быть внутренняя динамика развития знаний. В этом виде инноваций творческая и познавательная инициатива субъекта представлена в значительно большей степени. Так, эндогенные инновации могут иметь место даже тогда, когда сначала они практически не востребованы рынком, обществом и пр. Но в результате их появления происходят такие изменения в условиях реальной жизни людей и/или информационно-виртуальной среде, которые во многих случаях ведут к кардинальному пересмотру представлений о возможном и невозможном, а также изменяют структуру и приоритеты в той либо иной сфере деятельности человека. Таким образом, эндогенные инновации, на наш взгляд, значительно чаще могут оказаться радикальными, приводящими не только к решению тех либо иных задач, но и трансформирующих реальность, в которой человек существует. Ниже мы выделим основные предпосылки появления эндогенных инноваций:

  • внутренняя логика развития знания,
  • творческая и познавательная инициатива субъекта,
  • объективная и настоятельная необходимость в трансформации реальности или её сегмента,
  • компиляция блоков знаний,
  • случайный выбор.

Довольно популярной является классификация инноваций по глубине вносимых ими изменений. В соответствии с ней они могут быть разделены на следующие категории [Основы инновационного менеджмента, 2000]:

  • инновации нулевого порядка, связанные с сохранением первоначальных свойств системы при возможном частичном обновлении ее функций;
  • инновации первого порядка, связанные с изменением количественных свойств системы;
  • инновации второго порядка, связанные с частичным переструктурированием системы для улучшения качества ее функционирования;
  • инновации третьего порядка, связанные с частичным изменением элементов и подструктур системы с целью оптимизации их взаимодействия;
  • инновации четвертого порядка, связанные с простейшими качественными изменениями (при отсутствии изменений в первоначальных признаках системы);
  • инновации пятого порядка, связанные с появлением нового поколения товаров, технологий или услуг (изменяются все или большинство свойств системы, но сохраняется исходная структурная концепция системы);
  • инновации шестого порядка, связанные с качественным изменением исходных свойств системы без изменения функционального принципа;
  • инновации седьмого порядка, связанные с изменением базовых функциональных свойств системы.

На основе анализа возможных изменений в информационной среде, связанных с формированием и развитием нововведений, могут быть выделены ещё три больших класса инноваций:

  • ядерные, меняющие у человека общую структуру образа мира и представления о соотношении возможного и невозможного;
  • прикладные, являющие собой новое использование уже существующих знаний и технологий;
  • "псевдоинновации" (или симулированные инновации) - формирование образа инновации в информационной среде при отсутствии реальной инновации.

С понятием псевдоинноваций можно связать и другой тип инноваций - "ре-инновации", суть которых заключается в доработке и совершенствовании первой версии инновации с тем, чтобы её более поздние версии обладали усовершенствованными свойствами и, соответственно, необходимыми конкурентными преимуществами. Формируемые на основе оказавшихся довольно успешными новых технологий, товаров или услуг, ре-инновации могут являться их простым дополнением:

  • новыми техническими средствами,
  • новыми компонентами или элементами,
  • новыми конфигурациями и подструктурами.

В некоторых случаях встаёт вопрос о сравнении и соотношении понятий инкрементальных инноваций и реинноваций. Так, например, устройство "коммуникатор" может быть рассмотрен и как реинновация по отношению к мобильному телефону, и как инкрементальная инновация.

В научной литературе выделяется ряд критериев, по которым реинновации отличаются от инкрементальных инноваций. Во-первых, инкрементальные инновации в основном формируются на уже существующих технологиях в то время как ре-инновации являются результатом использования "прорывных технологических решений". Во-вторых, инкрементальные инновации базируются на уже существующей платформе. Реинновации в большинстве случаев формируются на основе вновь созданной платформы.

Виды инноваций, кроме описанных выше, рядом исследователей выделялись и дополнительные виды. Так, Э. Роджерс предложил рассматривать особый вид инноваций - превентивные - идеи или решения, которые продуцируются для того, чтобы избежать определённых последствий или событий в будущем.

Выделяется также ещё один вид инноваций - социальные инновации, которые, по мнению ряда авторов, в общем случае могут иметь следующие три значения.

Первое связано с удовлетворением неудовлетворённых социальных потребностей. Такие инновации направлены на:

  • снижение уровня бедности,
  • защиту интересов наиболее уязвимых слоёв общества,
  • повышение уровня защищённости граждан,
  • снятие социальной напряжённости,
  • повышение качества жизни,
  • достижение локальных социальных целей, характерных для тех либо иных областей, регионов и территорий и пр.

Второе значение связано с новшествами в области взаимодействия между индивидом и группой, а также между группами различного размера, обладающих самыми разными социально-психологическими и структурными характеристиками.

Третье значение связано с созданием условий по равному доступу к средствам и ресурсам для практически всех членов общества.

Ключевые слова: Инновации
Источник: Яголковский С.Р., Психология инноваций
Материалы по теме
Псевдоинновации
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Сущность и принципы инновационного менеджмента
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Оценка инновационного потенциала
Шеметев А.А., Международные стандарты инновационного менеджмента
Причины сопротивления инновациям в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Сущность инновационной деятельности предприятия
Карпей Т.В. - Экономика, организация и планирование промышленного производства. Изд. 4-е -...
Педагогическая инноватика: образование и инновации
Современные проблемы педагогической науки и образования : учебное пособие для обучающихся в...
Содержание и структура инновационной деятельности
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Роль инновационного потенциала в организационном развитии
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Оставить комментарий