Риски в инновационной деятельности

Непредсказуемость движений и трендов рынка в различных сферах бизнеса определяет основные требования к администрированию инновационности предприятия, а также управлению уровнем новизны и нестандартности производимых продуктов.

Риски в инновационной деятельности - это вероятность потери вложенных средств или достижения не полного, а лишь частичного результата вследствие неопределенности (изменчивости) объективных условий осуществления нововведений, а также вследствие неэффективного управления.

Инновационные риски могут быть разделены по следующим критериям:

1) по стадиям проявления:

  • предоперационный;
  • операционный;

2) по источникам возникновения:

  • технологический риск;
  • рыночный и операционный риски;
  • финансовый риск;
  • риск политической и регулятивной нестабильности;
  • законодательный и правовой риски;
  • экологический риск;
  • риск воздействия обстоятельств непреодолимой силы.

Риски в инновационной деятельности при управлении ими на уровне экономического объекта должно включать:

  • выявление причин и условий появления риска при организации инновационной деятельности;
  • оценку вероятности и размера возможного ущерба при реализации инновационных проектов;
  • разработку мер по предупреждению риска или снижению его негативных последствий;
  • страхование и другие меры управления рисками при реализации инновационных проектов.

Любые изменения в деятельности как на уровне отдельного субъекта, так и на уровне группы или организации по сути являются нарушением уже устоявшихся процессов, структур, технологий и отношений. Поэтому процесс принятия и внедрения инноваций может являться фактором риска как для успешности и благополучия всей организации в целом, так и для психологического равновесия некоторых её сотрудников в отдельности. Рассмотрим более подробно возможные риски.

В организационном контексте внедряемая инновация может привести к непредсказуемым негативным последствиям на внешнем и внутреннем уровнях. На внутреннем уровне может произойти:

  • нарушение отработанных технологических, информационных и межличностных связей между отделами и подразделениями;
  • непредсказуемое перераспределение и нарушение баланса властных, финансовых и пр. ресурсов.

На внешнем уровне могут иметь место следующие негативные последствия:

  • резкое изменение положения предприятия на рынке, что может в некоторых случаях привести не только к недовольству среди партнёров и клиентов, но и к ненужной в данный момент активизации деятельности конкурентов;
  • такое изменение имиджа организации, которое выводит её в число наиболее динамичных (что в глазах некоторых клиентов и партнёров может выглядеть как признак ненадёжности).

Внедрение инновации в организации может повлечь за собой негативные последствия и для её сотрудников. Руководители могут пострадать либо от неудачного использования инновации, либо от возможного урезания их властных полномочий в результате её внедрения. Сотрудники, непосредственно вовлечённые в работу с инновациями, могут пострадать от того, что внедрение инновации в некоторых случаях не соответствует истинным интересам их руководителей. А это в конечном итоге может негативно сказаться на положении этих сотрудников, а также на отношении к ним со стороны их руководителей. Кроме этого, инновация может затрагивать интересы их коллег из других подразделений, что может приводить к ухудшению отношений между ними. Сотрудники, не связанные с внедрением инновации, могут потерять ресурсы, которые либо идут на реализацию инновации, либо перемещаются адресно к тем, чья деятельность связана с её внедрением.

В связи с многочисленными рисками, связанными с принятием и внедрением новых идей, решений и технологий, процесс управления инновациями должен включать в себя серьёзный анализ факторов неопределённости в контексте инновационной деятельности. По мнению Ф. Удвадиа, эти факторы связаны c:

  • неопределённостью и риском, присущими новым технологиям;
  • неопределённостью в условиях приспособления старых технологий для производства новых продуктов и услуг;
  • неопределённостью в развитии рынков и предпочтений потребителей;
  • неопределённостью относительно того, как инновация повлияет на сотрудников организации.
Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Материалы по теме
Цикличность инновационного процесса
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Правовое регулирование инновационной деятельности
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник
Легитимизация
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновации в группе
Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций, 2007
Псевдоинновации
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Сущность и принципы инновационного менеджмента
Хворостенко А.В., Шумал С.С., Менеджмент
Оценка инновационного потенциала
Шеметев А.А., Международные стандарты инновационного менеджмента
Причины сопротивления инновациям в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Оставить комментарий