Риски в инновационной деятельности

Непредсказуемость движений и трендов рынка в различных сферах бизнеса определяет основные требования к администрированию инновационности предприятия, а также управлению уровнем новизны и нестандартности производимых продуктов.

Риски в инновационной деятельности - это вероятность потери вложенных средств или достижения не полного, а лишь частичного результата вследствие неопределенности (изменчивости) объективных условий осуществления нововведений, а также вследствие неэффективного управления. Инновационные риски могут быть разделены по следующим критериям [Пиотрович, 2007]:
1) по стадиям проявления:
• предоперационный;
• операционный;
2) по источникам возникновения:
• технологический риск;
• рыночный и операционный риски;
• финансовый риск;
• риск политической и регулятивной нестабильности;
• законодательный и правовой риски;
• экологический риск;
• риск воздействия обстоятельств непреодолимой силы.

Риски в инновационной деятельности при управлении ими на уровне экономического объекта должно включать:
• выявление причин и условий появления риска при организации инновационной деятельности;
• оценку вероятности и размера возможного ущерба при реализации инновационных проектов;
• разработку мер по предупреждению риска или снижению его негативных последствий;
• страхование и другие меры управления рисками при реализации инновационных проектов.

Любые изменения в деятельности как на уровне отдельного субъекта, так и на уровне группы или организации по сути являются нарушением уже устоявшихся процессов, структур, технологий и отношений. Поэтому процесс принятия и внедрения инноваций может являться фактором риска как для успешности и благополучия всей организации в целом, так и для психологического равновесия некоторых её сотрудников в отдельности. Рассмотрим более подробно возможные риски.

В организационном контексте внедряемая инновация может привести к непредсказуемым негативным последствиям на внешнем и внутреннем уровнях. На внутреннем уровне может произойти:
• нарушение отработанных технологических, информационных и межличностных связей между отделами и подразделениями;
• непредсказуемое перераспределение и нарушение баланса властных, финансовых и пр. ресурсов.

На внешнем уровне могут иметь место следующие негативные последствия:
• резкое изменение положения предприятия на рынке, что может в некоторых случаях привести не только к недовольству среди партнёров и клиентов, но и к ненужной в данный момент активизации деятельности конкурентов;
• такое изменение имиджа организации, которое выводит её в число наиболее динамичных (что в глазах некоторых клиентов и партнёров может выглядеть как признак ненадёжности).

Внедрение инновации в организации может повлечь за собой негативные последствия и для её сотрудников. Руководители могут пострадать либо от неудачного использования инновации, либо от возможного урезания их властных полномочий в результате её внедрения. Сотрудники, непосредственно вовлечённые в работу с инновациями, могут пострадать от того, что внедрение инновации в некоторых случаях не соответствует истинным интересам их руководителей. А это в конечном итоге может негативно сказаться на положении этих сотрудников, а также на отношении к ним со стороны их руководителей. Кроме этого, инновация может затрагивать интересы их коллег из других подразделений, что может приводить к ухудшению отношений между ними. Сотрудники, не связанные с внедрением инновации, могут потерять ресурсы, которые либо идут на реализацию инновации, либо перемещаются адресно к тем, чья деятельность связана с её внедрением.

В связи с многочисленными рисками, связанными с принятием и внедрением новых идей, решений и технологий, процесс управления инновациями должен включать в себя серьёзный анализ факторов неопределённости в контексте инновационной деятельности. По мнению Ф. Удвадиа [Udwadia, 1990], эти факторы связаны c:
• неопределённостью и риском, присущими новым технологиям;
• неопределённостью в условиях приспособления старых технологий для производства новых продуктов и услуг;
• неопределённостью в развитии рынков и предпочтений потребителей;
• неопределённостью относительно того, как инновация повлияет на сотрудников организации.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций