Типология инноваций

Новые знания расширяют представления о мире вокруг, в этом заключается важное значение инноваций. Наука дает новые возможности для удовлетворения потребностей общества в виде инноваций. В последнее время интерес к инновациям чрезвычайно возрос, необходимость их разработки и внедрения в российскую практику рекомендуется верхними уровнями власти Российской Федерации. С инновационной деятельностью связывают будущее страны. И хотя законодательно закрепленного понятия инноваций в России пока нет, тем не менее, эта категория тщательно исследуется, в том числе официальными статистическими структурами.

Понятие

Термин инновация интерпретируется в нашей стране как преобразование научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых или усовершенствованных технологиях и продуктах. Также, термин инновация используют для обозначения таких понятий, как инновационная деятельность или инновационный процесс. Инновации обеспечивают фирмам успех и процветание.

На сегодняшний день Россия на стадии расцвета новаторства. Изменяющиеся формы и методы экономики доказывают важность и необходимость развития инновационной деятельности в стране. Развитием инноваций должны заниматься все субъекты хозяйствования, начиная с организаций государственного уровня и до небольших предприятий, от этого во многом зависит будущее организации, а также ее жизнеспособность на современном рынке и развитие.

Термин «инновация» пришел к нам из английского языка, русским аналогом можно считать всем знакомое слово «нововведение». Также, буквальный перевод с английского - «введение новшеств». В повседневной речи термин «инновация» понимается как изобретение нового, внедрение последних достижений науки и техники в различные сферы жизни. У многих термин «инновация» ассоциируется с такими понятиями как «улучшение», «новшество», «изобретение» или «нововведение». Следует отметить, что все эти слова не являются равнозначными.

Так например улучшение представляет собой некий сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к значимому изменению ее функционирования. Новшество можно определить как новый метод, изобретение - новое техническое решение до выхода на рынок. Нововведение, в буквальном смысле, означает введение нового, т.е. процесс использования новшества. Таким образом, с момента распространения новшества, оно становится инновацией. Процесс распространения новшества принято называть коммерциализацией. Следовательно, инновация представляет собой новшества и изобретения, которые дошли до стадии коммерциализации. Период времени с момента появления новшества до его воплощения в инновацию называют инновационным лагом.

Инновационная деятельность преследует такие цели как:

  • Получение нового фактора успеха
  • Получение конкурентных преимуществ
  • Изменение форм собственности
  • Повышение эффективности производства и управления
  • Улучшение условий труда
  • Улучшение досуга, образования
  • Повышение качества выпускаемой продукции
  • Забота о здоровье и качестве жизни
  • Забота об окружающей среде и экологической обстановке

Таким образом, инновация - это новшества, которые дошли до стадии коммерциализации в виде нового продукта. Новизна продукта напрямую связана с ростом экономического эффекта от его использования. Новизна бывает относительной, абсолютной и частной. Абсолютной новизной предполагает отсутствие аналогов, относительная новизна - новшество, ранее применявшееся, но в конкретной организации оно применяется впервые. К частной новизне относят обновление элемента изделия.

Классификация инноваций

Внимательное изучение инноваций необходимо для эффективного управления инновационной деятельностью. Важно уметь различать инновации от небольших изменений в продуктах и технологических процессах. Новизна оценивается как с точки зрения технологических позиций, так и по рыночным параметрам. С этих позиций и строится классификация инноваций.

Инновации могут делиться по:
1. Назначению:

  • повышение эффективности;
  • облагораживание условий труда;
  • улучшение управляемости в организации;
  • улучшение качества или снижения себестоимости.

2. По объему:

  • системные;
  • точечные;
  • стратегические.

3. По способу осуществления:

  • экспериментальные;
  • прямые.

4. По социальным последствиям:

  • дающие социальные преимущества;
  • повышающие (вызывающие социальные издержки).

5. По результативности:

  • внедренные и слабо используемые;
  • внедренные и полностью используемые;
  • не внедренные.

6. По длительности процесса.
В зависимости от затрат времени на разработку, проектирование, внедрение, практическое применение.

7. По источнику планирования:

  • Централизованное;
  • Локальное спонтанное.

По признакам новшеств:
1. Социальные:

  • экономические;
  • правовые;
  • социально-управленческие;
  • организационно-управленческие;
  • педагогические.

 2. Инновационный потенциал:

  • совершенствующие;
  • радикальные;
  • комбинаторные.

3. Материально-технические:

  •  технические;
  • материальные.
  • технологические.

4. Отношение к предыдущему средству:

  • открывающие;
  • заменяющие;
  • возвратные;
  • отменяющие;
  • ретровведения (освоение чего-то давно забытого и упраздненного).

5. Место в производительном цикле:

  • продуктивные;
  • обеспечивающие.

Существует еще множество классификаций инноваций - по сфере приложения, по характеру удовлетворяемых потребностей, по глубине изменений, по причинам возникновения, по характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы, по масштабам распространения, по роли в процессе производства, по характеру связи с научным знанием и др.

Инновация как экономическая категория, критерии

Инновации и факторы производства, на что ориентирована наша экономика, должны быть не целью большинства российских социально-экономических систем разных уровней, а средством роста количества и эффективности.

Коммерческий аспект предлагает инновацию как экономическую необходимость, которая осознанно нужна рынку. Следует обратить на два момента: коммерциализацию инновации и разработок в новые техники и виды промышленной продукции, средства и предметы труда, а также превращение их в источник дохода.

Согласно международным стандартам инновацией является конечный результат новшества, т.е. изменения, связанные с введением нового, отсюда выделим критерии инновации:

  • новизна;
  • востребованность рынком;
  • наукоемкость;
  • эффективность.

Посредством критериев можно объяснить феномен инноваций, которые приносит экономический рост, как конечный результат процесса инновационного, востребованного рынком.

Результаты инновационной деятельности

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. В связи с этим появляется такой юридический термин, как интеллектуальная собственность. Данный термин предусмотрен Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована ст. 44 Конституцией Российской Федерации.

Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В ст. 138 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. К тому же, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Товарный знак является ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

Товарный знак выполняет следующие функции:

  • служит ориентиром при выборе товара;
  • указывает на наличие соответствующего качества товара;
  • выделяет товар из однородных товаров других производителей;
  • показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
  • рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
  • позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности могут быть новые промышленные образцы, машины, оборудование, аппараты, приборы и средства автоматизации, которые можно разделить на новые, модернизированные и модифицированные.

Эффективность инновационной деятельности можно определить отследив конкурентоспособность нового продукта на рынке. Инновационную деятельность можно считать эффективной, если новый продукт пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Заключение

Внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Список использованных источников
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 2004
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению «менеджмент». - М.: - Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008
3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: - Банки и биржи, 2007.
4. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: - Прогресс, 2008

Материалы по теме
Управление инновациями
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Сущность категории «инновационная активность»
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Риски в инновационной деятельности
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационные цели организации
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Поддержка инноваций
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационный потенциал организации
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Инновационные системы
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Инновационный климат
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Оставить комментарий