Новые знания расширяют представления о мире вокруг, в этом заключается важное значение инноваций. Наука дает новые возможности для удовлетворения потребностей общества в виде инноваций. В последнее время интерес к инновациям чрезвычайно возрос, необходимость их разработки и внедрения в российскую практику рекомендуется верхними уровнями власти Российской Федерации. С инновационной деятельностью связывают будущее страны. И хотя законодательно закрепленного понятия инноваций в России пока нет, тем не менее, эта категория тщательно исследуется, в том числе официальными статистическими структурами.
Понятие
Термин инновация интерпретируется в нашей стране как преобразование научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых или усовершенствованных технологиях и продуктах. Также, термин инновация используют для обозначения таких понятий, как инновационная деятельность или инновационный процесс. Инновации обеспечивают фирмам успех и процветание.
На сегодняшний день Россия на стадии расцвета новаторства. Изменяющиеся формы и методы экономики доказывают важность и необходимость развития инновационной деятельности в стране. Развитием инноваций должны заниматься все субъекты хозяйствования, начиная с организаций государственного уровня и до небольших предприятий, от этого во многом зависит будущее организации, а также ее жизнеспособность на современном рынке и развитие.
Термин «инновация» пришел к нам из английского языка, русским аналогом можно считать всем знакомое слово «нововведение». Также, буквальный перевод с английского - «введение новшеств». В повседневной речи термин «инновация» понимается как изобретение нового, внедрение последних достижений науки и техники в различные сферы жизни. У многих термин «инновация» ассоциируется с такими понятиями как «улучшение», «новшество», «изобретение» или «нововведение». Следует отметить, что все эти слова не являются равнозначными.
Так например улучшение представляет собой некий сдвиг, имеющий место внутри системы и не приводящий к значимому изменению ее функционирования. Новшество можно определить как новый метод, изобретение - новое техническое решение до выхода на рынок. Нововведение, в буквальном смысле, означает введение нового, т.е. процесс использования новшества. Таким образом, с момента распространения новшества, оно становится инновацией. Процесс распространения новшества принято называть коммерциализацией. Следовательно, инновация представляет собой новшества и изобретения, которые дошли до стадии коммерциализации. Период времени с момента появления новшества до его воплощения в инновацию называют инновационным лагом.
Инновационная деятельность преследует такие цели как:
- Получение нового фактора успеха
- Получение конкурентных преимуществ
- Изменение форм собственности
- Повышение эффективности производства и управления
- Улучшение условий труда
- Улучшение досуга, образования
- Повышение качества выпускаемой продукции
- Забота о здоровье и качестве жизни
- Забота об окружающей среде и экологической обстановке
Таким образом, инновация - это новшества, которые дошли до стадии коммерциализации в виде нового продукта. Новизна продукта напрямую связана с ростом экономического эффекта от его использования. Новизна бывает относительной, абсолютной и частной. Абсолютной новизной предполагает отсутствие аналогов, относительная новизна - новшество, ранее применявшееся, но в конкретной организации оно применяется впервые. К частной новизне относят обновление элемента изделия.
Классификация инноваций
Внимательное изучение инноваций необходимо для эффективного управления инновационной деятельностью. Важно уметь различать инновации от небольших изменений в продуктах и технологических процессах. Новизна оценивается как с точки зрения технологических позиций, так и по рыночным параметрам. С этих позиций и строится классификация инноваций.
Инновации могут делиться по:
1. Назначению:
- повышение эффективности;
- облагораживание условий труда;
- улучшение управляемости в организации;
- улучшение качества или снижения себестоимости.
2. По объему:
- системные;
- точечные;
- стратегические.
3. По способу осуществления:
- экспериментальные;
- прямые.
4. По социальным последствиям:
- дающие социальные преимущества;
- повышающие (вызывающие социальные издержки).
5. По результативности:
- внедренные и слабо используемые;
- внедренные и полностью используемые;
- не внедренные.
6. По длительности процесса.
В зависимости от затрат времени на разработку, проектирование, внедрение, практическое применение.
7. По источнику планирования:
- Централизованное;
- Локальное спонтанное.
По признакам новшеств:
1. Социальные:
- экономические;
- правовые;
- социально-управленческие;
- организационно-управленческие;
- педагогические.
2. Инновационный потенциал:
- совершенствующие;
- радикальные;
- комбинаторные.
3. Материально-технические:
- технические;
- материальные.
- технологические.
4. Отношение к предыдущему средству:
- открывающие;
- заменяющие;
- возвратные;
- отменяющие;
- ретровведения (освоение чего-то давно забытого и упраздненного).
5. Место в производительном цикле:
- продуктивные;
- обеспечивающие.
Существует еще множество классификаций инноваций - по сфере приложения, по характеру удовлетворяемых потребностей, по глубине изменений, по причинам возникновения, по характеру воздействия на рыночно-технологические возможности фирмы, по масштабам распространения, по роли в процессе производства, по характеру связи с научным знанием и др.
Инновация как экономическая категория, критерии
Инновации и факторы производства, на что ориентирована наша экономика, должны быть не целью большинства российских социально-экономических систем разных уровней, а средством роста количества и эффективности.
Коммерческий аспект предлагает инновацию как экономическую необходимость, которая осознанно нужна рынку. Следует обратить на два момента: коммерциализацию инновации и разработок в новые техники и виды промышленной продукции, средства и предметы труда, а также превращение их в источник дохода.
Согласно международным стандартам инновацией является конечный результат новшества, т.е. изменения, связанные с введением нового, отсюда выделим критерии инновации:
- новизна;
- востребованность рынком;
- наукоемкость;
- эффективность.
Посредством критериев можно объяснить феномен инноваций, которые приносит экономический рост, как конечный результат процесса инновационного, востребованного рынком.
Результаты инновационной деятельности
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. В связи с этим появляется такой юридический термин, как интеллектуальная собственность. Данный термин предусмотрен Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована ст. 44 Конституцией Российской Федерации.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В ст. 138 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.
Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. К тому же, и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Товарный знак является ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.
Товарный знак выполняет следующие функции:
- служит ориентиром при выборе товара;
- указывает на наличие соответствующего качества товара;
- выделяет товар из однородных товаров других производителей;
- показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;
- рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;
- позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.
Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).
Результатом инновационной деятельности могут быть новые промышленные образцы, машины, оборудование, аппараты, приборы и средства автоматизации, которые можно разделить на новые, модернизированные и модифицированные.
Эффективность инновационной деятельности можно определить отследив конкурентоспособность нового продукта на рынке. Инновационную деятельность можно считать эффективной, если новый продукт пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Заключение
Внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.
Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.
Список использованных источников
1. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., 2004
2. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент = Innovatory management: учебник для студентов вузов по специальности и направлению «менеджмент». - М.: - Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008
3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: - Банки и биржи, 2007.
4. Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: - Прогресс, 2008