Наряду с исследованиями инноваций и инновационности в научной литературе представлены также многочисленные разработки в области изучения инновационных процессов.
"Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает из идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании"
[Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 7].
С указанным определением перекликается такое понимание инновационного процесса, в рамках которого он рассматривается как процесс подготовки и осуществления инновационных изменений, который состоит из взаимосвязанных фаз и этапов, в результате реализации которых появляется внедрённая инновация.
Этапы инновационного процесса имеют различные подходы к их пониманию и исследованию. Так, Р. Норманн рассматривал его как двухстадийный процесс, состоящий из этапов инициации и реализации.
Дж. Хэйдж и М. Эйкен предложили более дифференцированную модель, разделяющую этапы инновационного процесса на 4-и стадии:
- оценки,
- инициации,
- внедрения,
- рутинизации.
С. Майерс и Д. Маргис предложили рассматривать этапы инновационного процесса, как модель из 5-ти стадий:
- понимание проблемы,
- продуцирование идеи,
- процесс поиска решения проблемы,
- решение,
- внедрение и использование.
Ряд авторов анализируют инновационный процесс в организационном контексте. Дж. Уилсон в этой связи выделяет три его стадии:
- концептуализацию,
- внесение предложения,
- принятие (одобрение) и внедрение.
Инновационный процесс в системе инициируется двумя основными факторами:
- разрывом между имеющимися целями и реальной ситуацией,
- поиском подходящих возможностей для развития.
Л. Каммингс и М. О'Коннелл выделяют пять стадий развёртывания инновационного процесса:
- поиск "корня" проблемы,
- продуцирование альтернативных инновационных предложений,
- оценка альтернативных решений,
- выбор и инициация одного решения,
- одобрение и рутинизация.
В научной литературе представлены также различные подходы к классификации форм и видов инновационного процесса. Так, достаточно распространено его деление на 3 логических формы:
- простой внутриорганизационный (натуральный),
- простой межорганизационный (товарный),
- расширенный.
Простой инновационный процесс связан с формированием и использованием инновации внутри одной и той же системы.
В простом межорганизационном процессе инновация выступает в качестве товара, который можно купить или продать.
Расширенный реализуется в ещё более широком контексте. Этот контекст связан с появлением новых участников уже инициированного ранее инновационного процесса, прогрессом технологий и развитием потребительских свойств товара или услуги.