Этапы инновационного процесса

Наряду с исследованиями инноваций и инновационности в научной литературе представлены также многочисленные разработки в области изучения инновационных процессов.

"Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает из идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании" [Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 7]. С указанным определением перекликается такое понимание инновационного процесса, в рамках которого он рассматривается как процесс подготовки и осуществления инновационных изменений, который состоит из взаимосвязанных фаз и этапов, в результате реализации которых появляется внедрённая инновация [Инновационный менеджмент, 1997].

Этапы инновационного процесса имеют различные подходы к их пониманию и исследованию. Так, Р. Норманн рассматривал его как двухстадийный процесс, состоящий из этапов инициации и реализации [Normann, 1971].

Дж. Хэйдж и М. Эйкен предложили более дифференцированную модель, разделяющую этапы инновационного процесса на 4-и стадии:
• оценки,
• инициации,
• внедрения,
• рутинизации.

С. Майерс и Д. Маргис предложили рассматривать этапы инновационного процесса, как модель из 5-ти стадий:
• понимание проблемы,
• продуцирование идеи,
• процесс поиска решения проблемы,
• решение,
• внедрение и использование.

Ряд авторов анализируют инновационный процесс в организационном контексте. Дж. Уилсон в этой связи выделяет три его стадии [Wilson, 1966]:
• концептуализацию,
• внесение предложения,
• принятие (одобрение) и внедрение.

Инновационный процесс в системе инициируется двумя основными факторами [Thompson, 1967]:
• разрывом между имеющимися целями,
• реальной ситуацией,
• поиском подходящих возможностей для развития.

Л. Каммингс и М. О'Коннелл выделяют пять стадий развёртывания инновационного процесса [Cummings and O'Connell, 1978]:
• поиск "корня" проблемы,
• продуцирование альтернативных инновационных предложений,
• оценка альтернативных решений,
• выбор и инициация одного решения,
• одобрение и рутинизация.

В научной литературе представлены также различные подходы к классификации форм и видов инновационного процесса. Так, достаточно распространено его деление на 3 логических формы [Инновационный менеджмент, 1997]:
• простой внутриорганизационный (натуральный),
• простой межорганизационный (товарный),
• расширенный.

Простой инновационный процесс связан с формированием и использованием инновации внутри одной и той же системы.

В простом межорганизационном процессе инновация выступает в качестве товара, который можно купить или продать.

Расширенный инновационный процесс реализуется в ещё более широком контексте. Этот контекст связан с появлением новых участников уже инициированного ранее инновационного процесса, прогрессом технологий и развитием потребительских свойств товара или услуги.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций