Этапы инновационного процесса

Наряду с исследованиями инноваций и инновационности в научной литературе представлены также многочисленные разработки в области изучения инновационных процессов.

"Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает из идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании"
[Основы инновационного менеджмента, 2000, с. 7].

С указанным определением перекликается такое понимание инновационного процесса, в рамках которого он рассматривается как процесс подготовки и осуществления инновационных изменений, который состоит из взаимосвязанных фаз и этапов, в результате реализации которых появляется внедрённая инновация.

Этапы инновационного процесса имеют различные подходы к их пониманию и исследованию. Так, Р. Норманн рассматривал его как двухстадийный процесс, состоящий из этапов инициации и реализации.

Дж. Хэйдж и М. Эйкен предложили более дифференцированную модель, разделяющую этапы инновационного процесса на 4-и стадии:

  • оценки,
  • инициации,
  • внедрения,
  • рутинизации.

С. Майерс и Д. Маргис предложили рассматривать этапы инновационного процесса, как модель из 5-ти стадий:

  • понимание проблемы,
  • продуцирование идеи,
  • процесс поиска решения проблемы,
  • решение,
  • внедрение и использование.

Ряд авторов анализируют инновационный процесс в организационном контексте. Дж. Уилсон в этой связи выделяет три его стадии:

  • концептуализацию,
  • внесение предложения,
  • принятие (одобрение) и внедрение.

Инновационный процесс в системе инициируется двумя основными факторами:

  • разрывом между имеющимися целями и реальной ситуацией,
  • поиском подходящих возможностей для развития.

Л. Каммингс и М. О'Коннелл выделяют пять стадий развёртывания инновационного процесса:

  • поиск "корня" проблемы,
  • продуцирование альтернативных инновационных предложений,
  • оценка альтернативных решений,
  • выбор и инициация одного решения,
  • одобрение и рутинизация.

В научной литературе представлены также различные подходы к классификации форм и видов инновационного процесса. Так, достаточно распространено его деление на 3 логических формы:

  • простой внутриорганизационный (натуральный),
  • простой межорганизационный (товарный),
  • расширенный.

Простой инновационный процесс связан с формированием и использованием инновации внутри одной и той же системы.

В простом межорганизационном процессе инновация выступает в качестве товара, который можно купить или продать.

Расширенный реализуется в ещё более широком контексте. Этот контекст связан с появлением новых участников уже инициированного ранее инновационного процесса, прогрессом технологий и развитием потребительских свойств товара или услуги.

Источник: 
Яголковский С.Р., Психология инноваций
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.