Манера и стиль являются важными характеристиками общения.
Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.
Манера общения определяется:
- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
- поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).
Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.
Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.
К наиболее распространенным относятся следующие стили общения:
- творчески-продуктивный,
- дружеский,
- дистанционный (отрешенный),
- подавляющий (агрессивный),
- податливый,
- популистский,
- заигрывающий,
- требовательный,
- деловой,
- позиционный.
Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:
- лингвинистические (речевые);
- оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
- паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
- экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
- пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).
Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:
- воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
- вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе .задает вопрос, и сам отвечает на него);
- риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
- эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
- инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).
Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность — паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия — это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.
Пониманию содержания словесного действия способствует дикция — ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.