Манера общения и стиль

Манера и стиль являются важными характеристиками общения.

Манера общения характеризуется, прежде всего, манерой говорить, т. е. использовать голос и тело для передачи устного сообщения. Манеру говорить можно рассматривать как «окно», через которое люди «видят» речь.

Манера общения определяется:

  1. тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным, раздраженным и т. д.);
  2. поведением в общении (сдержанным, уверенным, беспокойным, неуверенным, скованным, развязанным);
  3. дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Манеры общения могут быть уважительными, "пренебрежительными, шутливыми, серьезными, озлобленными, доброжелательными; они связаны со стилем общения.

Стиль общения характеризуется индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Фундаментом стиля общения личности являются ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

К наиболее распространенным относятся следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный (отрешенный),
  • подавляющий (агрессивный),
  • податливый,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор средств общения, которые подразделяются на пять основных групп:

  1. лингвинистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазоны, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства образуют логическую и смысловую линии общения, определяющие характер его содержания. В современном управленческом общении ведущими стилистическими чертами являются разговорность, простота, живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии. Своеобразие разговорного стиля достигается путем использования некоторых психотехнических приемов:

  1. воображаемым диалогом («Я ему говорю..., а он мне отвечает....»);
  2. вопросно-ответным ходом (субъект общения сам себе .задает вопрос, и сам отвечает на него);
  3. риторическим вопросом (содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли партнеров по общению, их эмоции, например, «Что может быть эффективнее ресурсосберегающих технологий в нашей отрасли?»);
  4. эмоциональными восклицаниями (усиливает внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  5. инверсией (преднамеренным нарушением порядка слов).

Эффективность словесного действия зависит от того, насколько субъект владеет психотехникой речи. Под психотехникой речи понимается система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, тональностью, логикой в соответствии с условиями общения партнеров. Содержательность словесного действия образуют лингвинистические средства, а его выразительность — паралингвистические и экстралингвистические. Эмоциональную окраску словам и фразам придают интонация и тональность. Скорость осуществления словесного действия — это его темп. Слишком быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия. Медленный темп утомляет и рассеивает внимание. Оптимальный вариант темпа речи выбирается на основе анализа характера ситуации общения, его целей и задач.

Пониманию содержания словесного действия способствует дикция — ясность и четкость произношения звуков. Процессу воздействия одного субъекта общения на другого способствуют и оптико-кинетические средства, т. е. жесты, мимика, пантомимика. Эти средства, удачно, красиво и эффектно исполняемые и используемые, играют очень важную роль в общении и формировании имиджа человека.

Темы: Общение
Источник: Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Материалы по теме
Развитие общения дошкольников со взрослыми
Урунтаева Г.А., Детская психология
Качества, помогающие и мешающие общению
Психология: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Характеристики общения определяемые особенностями взаимопонимания
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Структура общения
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Методы изучения взаимоотношений
Социальная психология развития личности / Я. Л. Коломинский, С. Н. Жеребцов. — Минск : Выш....
Средства общения
Кишкель Е.Н. Управленческая психология
Круг общения (социальная сеть) у женщин и мужчин
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Виды, функции и структура общения
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Социальная психология
Оставить комментарий