Социологи считают, что социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Каждая такая группа имеет свою социальную структуру, основанную на следующих признаках:
• статусно-ролевые отношения;
• профессионально-квалификационные характеристики;
• половозрастной состав.
Для оценки группы, прогнозирования ее развития необходимо сделать анализ этой группы с психологической точки зрения.
Статусно-ролевые отношения
Отражают систему взаимосвязей, которые складываются в группе. Каждый человек в своей группе занимает определенное социальное положение: по вертикали — руководство и подчиненные (начальник и подчиненный), по горизонтали — сотрудничество (сотрудники). Это положение отражается на статусе каждого члена группы.
Статус человека раскрывается в наборе-ролей, которые он играет в данной группе. Роль — это социально-психологический феномен, который связан с выполнением той или иной деятельности в соответствии с психологическими возможностями личности. Роль связывает социальные явления и психологические особенности человека.
Часто невозможно понять, почему возникают отрицательные эмоции, конфликты в группе. Объяснения этому можно найти, используя схему ролевого поведения человека, предложенную американским психологом Олпортом. Эту «схему» можно проиллюстрировать следующим примером. Человека хотят назначить на должность руководителя. Первое, что нужно при этом сделать — определить, насколько он отвечает ролевому ожиданию той группы, которой он собирается руководить. В разных группах критерии ролевого ожидания могут различаться: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (если это творческие или научные группы), другие — более строгого, авторитарного (в производственных группах).
Когда роль передается человеку, очень важным становится фактор его личности (индивидуальности). Человек должен понять, чего от него хочет группа и какие требования предъявляет к нему. В соответствии с этим он должен определить свои функции. Без понимания своей роли и функций, соответствующих ей, человеку трудно справиться с данной ролью. На практике очень часто не обращают внимания на подобные несоответствия, но, когда возникает конфликт, оказывается, что новый руководитель даже не понял, чего от него ждут (со всеми вытекающими последствиями). Некоторые люди совершенно сознательно принимают ту или иную роль, четко представляя себе, чего от них ждет группа. Однако при этом они заранее определяют для себя, что не будут делать того, чего от них ждут, надеясь на «авось».
После осознания своей роли человек должен принять ее или отклонить как несоответствующую его индивидуально-психическим особенностям. Если человек сознательно принял на себя роль, то это решение, как правило, сопровождается процессом обучения новым функциям, выработкой определенных позиций, стиля поведения и общения. Все это требует напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.
Систему ролевого поведения можно разделить на два этапа.
Первый этап — процесс вхождения в роль, сопровождается проверкой и подтверждением знаний человека о самом себе, своего психологического портрета, выявлением всех плюсов (и их дальнейшего использования в своей деятельности) и всех минусов (и их нейтрализации). Эта проверка может быть осуществлена с помощью психологических тестов.
Второй этап — исполнение роли; учитывается и анализируется с двух сторон: поведение человека, исполняющего роль, и оценка окружающих. Эта оценка производится как самим человеком в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к оцениваемому.
В системе ролевого поведения можно найти источники конфликтов в группе. Они могут возникнуть на всех ключевых моментах системы ролевого поведения в тех случаях, когда человек:
— не понял своей роли;
— не принял ее, согласившись занять определенное место в группе;
— плохо исполняет свою роль;
— не оправдывает ожиданий группы.
Чтобы помочь человеку, необходимо найти главный источник внутриролевого конфликта.
Профессионально-квалификационные характеристики. Они включают образование, профессии, уровень квалификации членов группы; влияют на эффективность работы группы и морально-психологический климат. Существенные различия в профессионально-квалификационном и образовательном составе работников в группе могут быть источником конфликтов.
Половозрастной состав группы
Понимание особенностей этой составляющей очень важно для руководителя именно с психологической точки зрения. Каждый возрастной период имеет свои психологические особенности, которые должен учитывать руководитель.
Понятие «возраст» многопланово. Различают четыре его подвида: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский) и психологический. Психологический возраст связан с понятием психологического времени, которое выражается в том, как человек оценивает во внутреннем мире свой возраст.
Существует определенная закономерность в оценке своего возраста людьми разных возрастных групп. В процессе одного эксперимента оценивали свой возраст группы людей: первая — молодые люди от 20 до 40 лет, вторая — люди старшего возраста от 40 до 60 лет. Оказалось, что чем моложе человек, тем старше он себе кажется, и так же, как и в отношении себя, переоценивает возраст других. Молодым людям в 17-18 лет 30-летние кажутся стариками. Девушка, не вышедшая замуж в 23 года, считает себя старой девой. После 40 лет люди обычно воспринимают себя моложе, чем они есть. Чем старше они становятся, тем больше молодеет у них душа, и только биологический возраст напоминает человеку о том, что он не молод. Поэтесса Мариэтта Шагинян писала о себе так: «Я была молода в свои восемьдесят пять лет. Я была так молода, что казалась сама себе моложе прежних двадцати лет». Эту особенность психологического возраста нужно учитывать руководителям (особенно молодым), если они имеют дело с пожилыми людьми в группе. Предъявляя одинаковые требования к сотрудникам, руководитель должен оценивать их работу с точки зрения качества ее выполнения, но ни в коем случае не напоминать человеку о его возрасте (особенно, если этот человек — женщина!).
Психологический возраст может сопровождаться психологическими кризисами в определенные возрастные периоды. Психологические кризисы — это «поворотные пункты», психологические переломы в жизни человека, связанные с его возрастом. Психологи установили хронологию таких переломов: в детстве — 6-7 лет; у подростков— 12-14 лет; у юношей— 18-19 лет, 25-26 лет. Далее психологические переломы наступают каждое десятилетие — в 30, 40, 50, 60, 70 (после семидесяти — через каждые 5 лет). Человек как бы подводит итоги своей жизни за 10 лет и строит планы на будущее. Психологический кризис у 40-летних оценивается как кризис середины жизни. Сила этого кризиса зависит от того, насколько велико расхождение между целями, поставленными в молодости, жизненными планами, и тем, как они реализованы к 40 годам жизни. Кризис середины жизни позволяет каждому человеку переосмыслить прожитую часть жизни и определить ее перспективу гак, чтобы оставаться активным и нужным людям, обществу.
На внутригрупповые взаимоотношения оказывают влияние особенности мужской и женской психологии. Женские коллективы отличаются большей эмоциональностью, в них чаще возникают ролевые конфликты, иногда носящие ситуационный характер. Мужские группы более жестки, рациональны, но в то же время инертны (ригидны), прагматичны; имеют тенденцию к деловым и престижным конфликтам. Благоприятным фактором для развития группы и хорошего психологического климата является сочетание мужчин и женщин в группе.
В любой группе независимо от желания ее членов и руководства складывается невидимая на первый взгляд внутренняя социально-психологическая структура, зависящая от ряда особенностей. Прежде всего эта структура зависит от особенностей психологического мира взаимодействующих людей, в частности, от таких его составляющих как:
1) отношение к себе и другому человеку;
2) энергетического заряда, который активизирует психологический мир человека.
Каждый человек, находясь в обществе, постоянно вступает в контакт с другими людьми. Эти люди занимают в психическом мире человека определенное место, создавая хорошее или плохое настроение. Психоаналитик К. Хорни пришла к выводу о том, что люди, взаимодействуя друг с другом, образуют некое социально-психологическое поле. Человек, находящийся в группе, испытывает потребность в некотором количестве контактов. Эти потребности К. Хорни разделила на три типа:
1) направленные к людям;
2) направленные против людей;
3) направленные от людей.
Большинство людей отличается определенным типом потребностей. В зависимости от этого различаются и психологические типы характера: по контактности, агрессивности, замкнутости, открытости. Но эти потребности человек реализует в конкретных условиях, которые складываются в группе. В одних ситуациях он вынужден постоянно общаться и уступать; в других — бороться за доминирование; в третьих— изолироваться от группы.
В зависимости от потребностей в контактах и реально существующих отношениях с группой у человека (в случае нарушения этого равновесия) могут появиться элементы беспокойства — страх, беспомощность, враждебность, чувство покинутости и одиночества.
К. Хорни дала характеристику трем социальным типам:
1) уступчивый тип — направлен к людям, стремится присоединиться к группе, либо к более влиятельной (сильной) личности; свои агрессивные стремления он подавляет; не очень любит людей;
2) агрессивный тип — направлен против людей, смотрит на жизнь как на борьбу всех против всех; все другие люди для него враги; главной целью для себя считает победу и контроль над другими; никому не дрверяет; симпатии и привязанности рассматривает как слабости;
3) разобщенный тип — направлен от людей; у него возникают эмоциональные барьеры по отношению к другим людям; близкие контакты вызывают у него тревогу; старается подавить свои эмоции и воздержаться от оценки других людей.
Глубинные основы взаимодействия людей пытался раскрыть в своем учении Э. Берн (основатель трансактного анализа). Основной идеей его теории является предположение о том, что внутри каждого человека живут как бы несколько людей, которые в тот или иной момент управляют поведением человека. Эти люди представляют собой три человеческих эго-состояния: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В), «Дитя» (Д). Любое из трех эго-состояний может постоянно или временно (ситуационно) преобладать в человеке. Тогда он чувствует, мыслит и действует в рамках этого состояния.
Оптимальным вариантом считается присутствие в человеке всех трех состояний в равных пропорциях, что встречается редко. Наличие этих трех состояний сказывается на коммуникациях людей. При контактах с другими людьми человек обычно неосознанно выбирает одну из трех позиций. При общении следует правильно определить позицию партнера, выбрать и гибко менять свою собственную. Это помогает достижению успеха в коммуникациях, позволяет улавливать скрытый смысл сказанного в процессе разговора и адекватно реагировать на ситуацию.
На психологический климат коллектива влияет не только его официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей и носит неформальный характер. Возникновение этой внутренней социально-психологической структуры группы можно рассмотреть на примере формирования новой группы людей.
Все начинается с того, что в группе собираются люди, каждый из которых имеет индивидуальные особенности (свой темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов). Эти люди знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе возникают межличностные отношения, которые строятся на обоюдном восприятии и понимании.
Психологи А. Бодалев и В. Панферов, изучавшие наиболее яркие внешние впечатления, которые производит каждый человек на других людей при знакомстве, пришли к выводу, что их несколько:
1) прическа, которая способна выделить человека на фоне других людей; изменить до неузнаваемости внешность человека; подчеркнуть природные достоинства лица (или наоборот, обнаружить недостатки);
2) глаза, которые являются «зеркалом души»; они могут быть добрыми, злыми, хитрыми, лучистыми, холодными и т. п.; могут настроить другого человека на определенный лад — доверительный, настороженный, агрессивный;
3) улыбка, которая всех очень привлекает, и особенно, если она приветливая, добрая (поэтому она должна идти из «глубины души», иначе она будет неестественной, натянутой либо злой). Д. Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» писал, что если вы хотите понравиться людям — улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом;
4) выражение лица, которое формируется мимикой; у одних людей она живая, динамичная, разнообразная, а у других — бедная, от чего складывается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности;
5) манера поведения, движение тела, походка, жесты, которые, как правило, строго индивидуальны; именно по ним можно узнать человека после долгой разлуки, даже если внешность его изменилась до неузнаваемости;
6) смысл и интонация речи, которые одинаково значимы для людей. Например, одно и то же слово «здравствуйте» можно произнести приветливо, уважительно, а можно — зло и сердито или небрежно. Интонация — это могучее выразительное средство, она сложнее, богаче и полнее самого текста. Наиболее чувствительные люди большее значение придают не тому, что сказано, а тому, как сказано. Если слова говорящего — это текст, то интонация — подтекст речи. Человека можно обидеть не текстом, а подтекстом сказанного. Некоторые руководители жалуются на то, что подчиненные обижаются на них без видимых причин: «Ведь никаких обидных слов я не говорил»,— сетуют они, но не замечают при этом интонации (тона) своих высказываний, распоряжений, указаний. Взаимному психологическому расположению способствует учтивость. Вместо того чтобы говорить человеку: «Вы обязаны это сделать», лучше иногда сказать: «Мне хотелось бы, чтобы Вы это сделали»; или вместо заявления типа: «У Вас ничего не выйдет», лучше сказать: «Попробуйте, может быть что-то и получится, хотя я в этом и не вполне уверен». Выражения типа «спасибо», «благодарю Вас», «пожалуйста», «будьте любезны», «будьте добры», «простите за беспокойство», «всего доброго» и т. п. должны всегда присутствовать в лексиконе человека;
7) одежда человека также влияет на восприятие его другими людьми, недаром существует русская поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму».
Таким образом, если человек хочет произвести хорошее впечатление на других людей, он должен быть аккуратно и со вкусом одет, причесан; быть доброжелательным и проявлять это в выражении лица, улыбке, манерах; хорошо продумывать что сказать и как сказать людям то, что он хочет выразить.
Внешними представлениями и впечатлениями знакомство людей в группе, естественно, не заканчивается. Дальше они начинают присматриваться друг к другу, оценивать личностные качества каждого. Как правило, в этих оценках люди ориентируются на сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформированные у каждого человека житейские представления, уровень его культуры в целом и, конечно же, уровень психологической культуры.
Примером социального стереотипа являемся мнение людей о том, что студент всегда остроумен, подвижен, деловит, а профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни; все англичане худощавы, надменны и хладнокровны, а французы любвеобильны и беспечны. К стереотипам по внешним признакам можно отнести мнение о том, что люди с большим лбом — умные, с квадратным подбородком — волевые, полные люди — добродушные и общительные, а худые — злые и замкнутые.
При встрече нового человека люди обычно сразу же относят его к определенному стереотипу и в соответствии с этим строят свое поведение.
Психологи отличают три типа установок на восприятие другого человека:
- позитивную — люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним. Такие установки ловко используют мошенники и аферисты, умеющие произвести благоприятное внешнее впечатление, вызвать доверие людей, а затем обмануть их;
- негативную, проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости, невосприятии его;
- адекватную — позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.
Наличие установок лежит в основе типичных искажений представлений людей о другом человеке. Примерами типичных искажений, названных психологами, являются:
1) «эффект ореола» — это влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку свойств его личности. Например, если у руководителя (у группы) сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его отрицательное поведение, плохой поступок расценивается как случайность. Или иногда «хорошим человеком» в группе слывет тот, кто умеет произвести хорошее впечатление (особенно на начальство), выступает на всех собраниях по разному поводу, рассказывает анекдоты, организовывает «дни рождения» и т. п. При этом как бы уходит на второй план его конкретный вклад в дело, которым занимается коллектив. И наоборот, если человека считают плохим, то его хороший поступок либо не замечается, либо также расценивается как случайность. Этот эффект часто мешает адекватно оценивать людей. В таких условиях способные и яркие индивидуальности, которые могут слыть в группе «занудами», «злюками», «одиночками», в данной группе не могут эффективно работать;
2) эффект последовательности — это влияние слухов о человеке на суждение о нем. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем компрометирующие подробности и не проверив информацию, спешит рассказать об этом начальнику и его ближайшему окружению. На фоне расползающихся слухов человеку очень трудно оправдаться и доказать что-либо обратное;
3) «эффект авансирования» — это приписывание человеку несуществующих положительных качеств. Люди, сталкиваясь с неадекватным их представлению поведением этого человека, разочаровываются, огорчаются, говорят, что «он не оправдал надежды»;
4) «эффект проецирования на других людей собственных свойств» — это ожидание поведения других людей по заранее разработанной человеком модели. Этот эффект наблюдается в том случае, когда люди не умеют (или не хотят) встать на место другого человека, принять его точку зрения. Их начинает раздражать поведение этого человека, несоответствующее их собственной «программе».
Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности — общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т. п. Они имеют определенные свойства.
Свойства социально психологических групп
1. Психологическое заражение — это эффект многократного взаимного усиления эмоционального состояния людей, общающихся между собой. Взаимовлияние на уровне «заражения» происходит на бессознательном уровне и имеет огромный эффект. Особенно сильно оно проявляется в толпе, при большом скоплении людей. Эффект «заражения» особенно опасен в экстремальных ситуациях, так как в этих условиях людьми может овладеть паника, и они становятся неуправляемыми (например, при сильном шторме или повреждении корабля на море, при захвате террористами самолета и т. п.). Эффект «заражения» используется артистами эстрады, когда они начинают «заводить публику» различными приемами. Психологический эффект имеют заразительный смех или зевание. «Заражение» может происходить и на уровне небольших групп (например, студент боится идти на экзамен и свое состояние передает другим студентам группы).
2. Внушение и подражание — это свойства, сопутствующие друг другу. Внушение может быть групповым или индивидуальным и происходить на сознательном и бессознательном уровне. У каждого человека имеется способность воспринимать передаваемые ему в общении чувства, идеи, действия, которые становятся как бы его собственными. Подражание — это сложное динамическое свойство, которое проявляется либо как слепое копирование человеком чужого поведения, жестов, интонации, либо как сознательное, мотивированное подражание.
На использовании сочетания свойств внушения и подражания построено психотерапевтическое воздействие людей друг на друга, а также групповое поведение, обряды, формирование общественного мнения.
Психологические явления, которые происходят в группе, давно интересуют исследователей психики человека. Группа является своеобразным усилителем многих психических процессов. Воздействие группы может привести как к слепому подчинению и деградации личности, так и к проявлению лучших человеческих качеств. В последнее десятилетие психологи и психотерапевты разработали немало методов для коррекции личности при помощи организации психокоррекционных групп.
Психокоррекционные группы делятся на четыре категории:
1) группы организационного развития или решения проблем;
2) группы обучения руководителей и развития межличностных навыков;
3) группы личностного развития;
4) терапевтические группы.
Эти категории представлены десятью моделями, каждая из которых характеризуется определенным подходом к изучению межличностных отношений, к изменению поведения людей.
К моделям психокоррекционных групп относятся:
«Т-группы» — это группы тренинга, их развитие началось с исследований К. Левина (специалиста по социальной психологии 30-х годов XX в.). Он был глубоко убежден в том, что наиболее эффективно личность меняет свои взгляды и установки, находясь именно в группе. Работы К. Левина до настоящего времени являются классическими в области групповой динамики. «T-группы» способствовали распространению психологических знаний в широких кругах общества.
«Группы встреч» — это группы, которые возникли на передовых рубежах движения «Т-групп» под влиянием К. Роджерса и В. Шютца в 60-х годах XX в. «Группы встреч» вызвали большие противоречия в обществе, так как имели дело со спорными проблемами (например, такими как возможность публичного выражения сильных эмоций; поиск способов быстрого установления близких отношений и т. п.). Работа в «группах встреч» способствует развитию самосознания и коммуникативных навыков людей.
«Гештальт-группы» — это группы, возникшие в Германии в 1926 г. под руководством немецкого нейропсихиатра Ф. Перлза. Первоначальная его практика была основана на принципах З.Фрейда. В дальнейшем его представления о природе человека изменились под влиянием философии экзистенциализма. Гештальт-психология использует множество методик, которые направлены на то, чтобы помочь человеку осознать те стороны его личности, о которых он прежде не подозревал.
В последнее время «гештальт-группы» используются для исследования групповых процессов и групповой динамики, а также специального взаимодействия отдельных членов группы.
Психодрама — это групповой процесс, в котором драматическая импровизация служит для исследования внутреннего мира человека. Создание и развитие психодрамы связано с именем Я. Морено (1892-1974), который считается основателем психодрамы, социометрии, а по некоторым мнениям — и всей групповой психотерапии. Психодрама в условиях группы направлена на создание такой обстановки, в которой люди в наибольшей степени могли бы эмоционально разрядиться, переобучиться и по-новому решить имеющиеся проблемы в отношениях с другими людьми, внутренние конфликты. С этой целью используются специальные технические приемы, разработанные Я. Морено.
Телесная психотерапия основана на признании существования тесной связи между психическими и физиологическими процессами, в частности на том, что личностные характеристики проявляются в позах, жестах, движениях. Важную роль в телесной терапии играют представления об освобождении от эмоций, в результате которых меняется поведение. В менеджменте телесная психотерапия находит свое применение в организации на предприятиях комнат психологической разгрузки, кабин с манекенами менеджеров (для высвобождения от отрицательных эмоций и т. п.).
Арт-терапия и танцевальная терапия — это специализированные методы работы в группах. Методика арт-терапии базируется на том, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах каждый раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру, не задумываясь о своих произведениях (т. е. спонтанно). Полученные в ходе работы с группой материалы позволяют выявить степень агрессивности и других негативных чувств у людей, помогают разрешить конфликты и наладить отношения между участниками. Арт-терапия используется в области социальной реабилитации и трудовой терапии.
В основе танцевальной терапии лежит изучение отношений между психическими и физиологическими процессами и последующее изменение этих отношений посредством спонтанной двигательной активности. При проведении занятий руководитель группы побуждает участников к движению. Это приводит к тому, что каждый из них начинает лучше осознавать свое тело и свои эмоции, что в конечном итоге повышает самооценку участников группы.
Темоцентрированное взаимодействие (ТЦВ) является достаточно новым методом групповой психотерапии. Специфическая черта этого метода состоит в том, что в группе происходит концентрация внимания на определенной выбранной теме. Члены группы, сосредоточив свое внимание на конкретной теме, вступают в межличностные взаимодействия, по ходу которых постепенно уточняется философский смысл обсуждаемой темы. Метод ТВЦ используется в менеджменте при обсуждении самых разных тем и решении разнообразных групповых задач.
Трансактный анализ (ТА) основан психиатром из Сан-Франциско Э. Берном. Базовые концепции этого метода были разработаны им в 50-х годах. Э. Берн рассматривал поведение и чувства людей как производные от трех отдельных «состояний эго»: Ребенок, Взрослый, Родитель. Эти состояния легли в основу структурного анализа личности и стали составными частями (блоками) трансактного анализа. ТА получил популярность благодаря такой книге, как «Игры, в которые играют люди» (Э. Берн, 1964) и ряда других изданий, посвященных ТА.
Работа в группах ТА имеет образовательную и познавательную направленность, выявляет проблемы, существующие во взаимоотношениях между людьми.
Группы «тренинга умений» относятся к бихевиористскому направлению в психологии, которое сопровождается подчеркнутым вниманием к наблюдаемым проявлениям поведения и отказом от исследования эмоций. В основе подхода к работе с группами «тренинга умений» положены обучающая модель, постановка целей, измерение и оценка поведения. Примером групп «тренинга умений» могут быть группы «тренинга уверенности в себе». Формы работы, применяемые в данных группах поощряют участников к приобретению навыков более уверенного поведения членов группы, что приводит к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара. В группах «тренинга умений» обучают также умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, родительские навыки. В настоящее время группы «тренинга умений» приобретают все большую популярность.
Рассматривая далее психологические механизмы взаимовлияния людей друг на друга в процессе общения в группе, обратимся к таким понятиям, как соревнование, убеждение, конформизм.
3. Соревнование — это свойство людей сравнивать себя с другими людьми, их желание «не ударить в грязь лицом», «быть не хуже других» и т. п. Соревнование требует напряжения умственных, эмоциональных, физических сил. Соревнование можно считать положительным свойством в группе, если оно является стимулом развития ее членов и группы в целом, иотрицательным, если оно превращается в соперничество: у мужчин, например, в деловой сфере или физической силе («кто круче»), у женщин — в личной («кто лучше выглядит», «кто лучше одет», «кто пользуется большим успехом у мужчин» и т. п.). Соперничество в группе может привести к проявлениям зависти, злобы у людей и как следствие — к попыткам морального (или даже физического) устранения соперников, нанесения им ущерба различными способами.
4. Убеждение — это уровень взаимодействия людей, основанный на аргументированном, сознательном, словесном доказательстве своих идей, мнений, поступков. Убеждение является действительным лишь тогда, когда оно опирается не только на одни слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Руководители, которые при общении с людьми умело пользуются полным набором психологических механизмов, добиваются больших успехов в своей деятельности.
5. Конформизм — это осознанное либо неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.
Существует три типа конформизма людей, которые образно можно назвать так:
1) «Майский жук—Дюймовочка». Этот тип конформизма состоит в том, что человек перестает доверять своим впечатлениям, искренне следуя и подчиняясь мнению группы. Так, Майский жук (персонаж сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка») сначала искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев, которые уверяли его, что она некрасива, так как не похожа на жука;
2) «Защита» — человек в группе пытается найти защиту от неприятностей, находящихся вне группы;
3) «Новое платье короля». Это тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы. Конформное поведение людей достаточно распространено в нашем обществе, что нельзя назвать положительным явлением.
Межличностные отношения в группе очень важны для взаимодействия членов группы одного статуса, а также руководителя и подчиненных. Важнейшую роль в межличностных отношениях играет взаимопонимание. Уровень понимания личности, индивидуальности другого, человека может быть разным в зависимости от глубины проникновения в ее сущность.
Первому (нижнему) уровню понимания соответствует внешнее восприятие поступка другого человека без проникновения в его личностные особенности, мотивы и цели, т. е. оценка по принципу «хорошо или плохо».
Второму (среднему) уровню понимания соответствует анализ отдельных качеств человека, т. е. его ума, темперамента, черт характера. Оценка среднего уровня понимания идет в основном либо по интеллектуальным особенностям (умный, глупый), либо по характеру (жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный и т. п.).
Третий (высокий) уровень понимания человека включает выявление системы целей и мотивов поведения; выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом; умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека; прогнозирование поведения человека на основе понимания его индивидуальности, т. е. это уровень глубокого понимания человека.
Для руководителя коллектива наиболее важно глубокое понимание подчиненных, что, в свою очередь, повышает их ответственность и творческую отдачу.