Методики самовнушения

Самовнушение, или аутосуггестия, - это процесс внушения, адресованный самому себе. Самовнушение позволяет субьекту вызывать у себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями.

Сущность самовнушения, по И.П.Павлову, заключается в концентрированном раздражении определенной области коры головного мозга, которое сопровождается сильнейшим затормаживанием остальных отделов коры, представляющих коренные интересы всего организма. В исключительных случаях при самовнушении даже уничтожение организма может происходить без малейшей физической борьбы с его стороны. Действие самовнушения, согласно теории А.А.Ухтомского, объясняется концентрированным раздражением определенного участка коры, т.е. возникновением доминанты на фоне сниженного коркового тонуса.

В.Н.Куликов отмечает, что самовнушение формируется в филогенетическом и онтогенетическом планах на базе внушения.

Самовнушение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное самовнушение обычно опосредовано дополнительными, усиливающими аутосуггестию факторами и несет в себе мощный эмоциональный заряд. Произвольное самовнушение возможно, если сосредоточить мысли и внимание на каком-либо одном представлении.

Самовнушение является основой различных методов психотерапии: аутогенной тренировки, медитации, релаксации, йоги.

Аутотренинг - активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стресса.

Транс - (франц. - оцепенение) измененное состояние сознания, являющееся результатом гипнотизации, характеризуется полной или частичной утратой самоосознания при способности поддерживать связь с гипнотезером (раппорт), а также выполнять достаточно сложные действия. Транс рассматривается и как расстройство сознания в случаях его спонтанного возникновения при некоторых психических заболеваниях.

Саморегуляция - в широком смысле - целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, выражающееся в адекватном приспособлении к условиям окружающей среды. В узком смысле - это целенаправленное использование пациентом измененного состояния сознания для управления недоступными в "обычном состоянии сознания" физиологическими и психическими процессами.

Медитация - (лат. - размышление) интенсивное, проникающее в глубь созерцание, погружение сознания в суть предмета, идеи, которое достигается путем сосредоточенности на одном и устранении из сознания всех мешающих факторов как внешних, так и внутренних.

В настоящее время разработано большое количество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. В лечебной практике чаще других применяются методы Э.Куэ, Э.Джекобсона, И.Шульца.

Произвольное самовнушение (метод Э.Куэ). Сознательное самовнушение по Э.Куэ - это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными.

После предварительной беседы психотерапевта с пациентом составляется формула самовнушения, которая может меняться в процессе лечения. Формула должна быть простой, состоящей из нескольких слов, максимум из 3-4 фраз и всегда носить позитивное содержание. Например, "Я здоров" вместо "Я не болен".

Во время сеанса человек занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз монотонно произносит одну и ту же формулу самовнушения. Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель.

Куэ рекомендовал использовать для проведения сеансов просоночные состояния утром при пробуждении или вечером при засыпании.

Прогрессивная мышечная релаксация (метод Э.Джекобсона). Э. Джекобсон исходил из общеизвестного факта, что эмоциональное напряжение сопровождается напряжением поперечно-полосатых мышц, а успокоение - их релаксацией. По мнению Э.Джекобсона, снимая посредством произвольного самовнушения напряженность определенной группы мышц, можно избирательно влиять на отрицательные эмоции.

Лечение начинается с беседы психотерапевта с пациентом, в ходе которой объясняется механизм лечебного воздействия. Условно выделяют три этапа освоения техники прогрессивной мышечной релаксации.

Первый этап. Пациент ложится на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. Второе упражнение - сокращение и расслабление бицепсов и т.д.

Второй этап. Пациент в положении сидя учится напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее - расслаблять при письме, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

Третий этап. Пациенту предлагается самому определить, какие группы мышц больше всего напрягаются при определенных отрицательных эмоциях или болезненных состояниях. Затем посредством релаксации локальных мышечных напряжений можно научиться предупреждать или купировать отрицательные эмоции или болезненные проявления.

Аутогенная тренировка (метод И.Шульца). Аутогенная тренировка -это самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень).

Создателем метода аутогенной тренировки является Иоганс Генрих Шульц, ему же принадлежит и термин "аутогенная тренировка". Аутогенная тренировка по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школы психотерапевтов (Э.Куэ, Ч.Бодуэн), психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации (Э.Джекобсон), а также рациональная психотерапия (П.Дюбуа).

Методика аутогенной тренировки И.Шульца называется классической и состоит из 2 ступеней: 1-я, или начальная (АТ-1) и 2-я, высшая (АТ-2).

Техника АТ-1. Перед началом тренировки с пациентами проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизма воздействия на организм тех или иных упражнений. И.Шульц считал, что при значительном расслаблении поперечно-полосатой мускулатуры возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные функции организма.

Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превышает 1-3 минуты, затем увеличивается, но не превышает 30 минут. Не менее 1 раза в неделю проводятся сеансы групповой тренировки под наблюдением врача. На первом этапе необходимо овладеть 6 упражнениями. После этого наступает 2-й этап лечения - АТ-2, который длится 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки расчитан на 9-12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, голова склоняется вперед, кисти и предплечья на коленях, ноги удобно расставлены.

Упражнение 1: вызывание ощущения тяжести. Мысленно повторяют: "Я совершенно спокоен" (1 раз); "Моя правая (левая) рука тяжелая" (6 раз); "Я спокоен" (1 раз). После 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках, в обеих ногах, во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться словами: "Я спокоен".
Упражнение 2: "Вызывание ощущения тепла".
Упражнение 3: "Регуляция ритма сердечной деятельности".
Упражнение 4: "Регуляция дыхания".
Упражнение 5: "Влияние на органы брюшной полости".
Упражнение 6: "Вызывание ощущения прохлады в области лба".

Приведенные упражнения являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегетовисцеральные функции организма.

Техника АТ - 2. К высшей ступени аутогенной тренировки И.Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способностями к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных переживаний. В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

Упражнение 1: медитация на цвете. После исполнения 6 упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины!... зеленый луг... синий цветок. Во время упражнений пациент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов. Упражнение повторяется до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.
Упражнение 2: медитация на образе определенного цвета.
Упражнение 3: медитация на образе.
Упражнение 4: медитация на абстрактной идее.
Упражнение 5: медитация на эмоциональном состоянии.
Упражнение 6: медитация на человеке.
Упражнение 7: "ответ бессознательного".

Источник: 
Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии
Темы: