Процессы управления проектом

Процессы управления проектом согласно учебнику РМВОК организуют и описывают работу над проектом. Эти процессы выполняются людьми и, так же как фазы проекта, зависят один от другого. Например, сложно определить специальные действия относительно проекта, не понимая требований к проекту.

Группы процессов
Учебник РМВОК выделяет пять групп процессов в управлении проектом: разработка или инициация, планирование, выполнение, контроль и завершение.
Для начала мы рассмотрим каждый процесс в общем, более детально они будут представлены в следующих главах.

Инициация
Процесс инициации, как понятно уже из названия, имеет место в начале проекта или фазы. Инициация предполагает, что затем должен начаться проект или его следующая фаза. В процессе инициации утверждаются ресурсы организации для работы над проектом.

Планирование
Планирование — это процесс формулировки и проверки плановых документов, которые должны быть использованы во время проекта. Этот процесс имеет место в том случае, когда условия проекта становятся реальными и когда определяются участники проекта. Планирование имеет более сложную структуру в отличие от других процессов управления проектом. Процессы выполнения, контроля и закрытия проекта полагаются на процесс планирования и документация, создаваемая во время планирования, определяет основные функции остальных процессов. Руководители проекта должны многократно обращаться к процессу планирования вплоть до завершения проекта. Проекты сами по себе уникальны и они создают продукт, который ранее никогда не существовал. Таким образом, планирование является основой всех сфер управления проектом и учитывает бюджет, программу действий, план развития, допускаемый риск, подбор персонала, приобретение оборудования и т. д. Наиболее острые конфликты здесь связаны с определением статуса каждого участника проекта.

Выполнение
Процесс выполнения подразумевает введение планов проекта в действие. Имеется в виду, что руководитель проекта подбирает и распределяет проектные ресурсы в соответствии с планом и целями проекта. Процесс выполнения поддерживает план проекта и обеспечивает соответствие выполнения будущих планов целям проекта. Процесс выполнения использует большую часть времени и ресурсов проекта. На этом этапе руководителю проекта часто приходится улаживать конфликты, связанные с тем, что затраты на выполнение проекта превышают запланированные.

Контроль
В процессе контроля следят за исполнением проекта и анализируют, соответствует ли проект плану. Если обнаруживаются некоторые разногласия, то предпринимаются корректирующие действия для того, чтобы проект осуществлялся согласно плану. Это может потребовать дополнительных изменений в планировании и пересмотра основных целей проекта.

Закрытие
Процесс завершения, вероятно, один из наиболее неоднородных процессов в управлении проектом. Когда цели проекта достигнуты, большинство его участников готовы приступить к следующему проекту. Тем не менее, процесс завершения играет важную роль, так как вся информация относительно проекта собрана и хранится как образец для использования в будущем. Вся документация должна быть собрана во время процесса завершения проекта, ее необходимо проанализировать и использовать, чтобы избежать потенциальных проблем в следующих проектах. Здесь закрываются все контракты, договора, которые должны быть приняты и одобрены участниками проекта.

Источник: 
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом